Главная
Введение
Что такое молитва
Святые и грешники, здоровье и болезнь
Сила молитвенного процесса
Граница для разума: где место молитвы?
Проявление нелокальности в медицине
Молитва и подсознание
Молитва-сон
Куда идут молитвы
Как молиться и о чем молиться?
Любовь и исцеление
Молитва со смещением во времени
Вера врача, и почему она так важна
Что значит «черная молитва»?
Бог в лаборатории
Молитва и исцеление: анализ исследования
Что такое исцеление?
Послесловие
Спонтанная регрессия рака

Случаи проявления принципа нелокальности в медицине

Исцеление благодаря молитве - на чем и сосредоточено все внимание этой книги - подлинная терапия Эры III. Но почему эти случаи называют нелокальными? После многочисленных исследований я был вынужден признать свою неспособность найти хотя бы одного авторитетного специалиста, утверждающего, что эффективность молитвы зависит от расстояния между тем, кто молится, и тем, на кого направлена молитва. Люди, практикующие лечение с помощью молитвы, в один голос утверждают, что эти воздействия не теряют своей силы на расстоянии и что молитва так же эффективна на том конце света, как и в комнате рядом или непосредственно у постели больного. Такие утверждения не вымысел, не результат исследования единичного случая. Мы увидим - после проверки фактов исцеляющей силы молитвы, - что многочисленные исследования, проведенные по всем правилам науки, достаточно доказали нелокальный характер молитвы. Более того, большая часть фактов подтверждает, что молящиеся люди или люди, желающие кому-то помочь из сострадания - независимо от того, можно назвать это молитвой или нет, - способны целенаправленно воздействовать на физиологию находящегося на расстоянии человека, причем без его ведома.

Молитва - одно из многих нелокальных явлений скрытого исцеления. Прежде чем мы изучим более основательно свидетельства ее эффективности, рассмотрим несколько примеров. Они покажут нам, как много фактов демонстрируют именно нелокальный характер молитвы.

ДИАГНОЗ НА РАССТОЯНИИ

Замечательный пример способности разума проявляться нелокально и оказывать лечебную помощь - способность человека ставить на большом расстоянии «интуитивный» диагноз. Вероятно, наиболее убедительно этот феномен описан в работе доктора медицинских наук С. Нормана Шили и Кэролайн М. Мюсс «Как создать здоровье: диагноз - слияние медицины и интуиции» («The Creation of Health: Merging Medicine with Intuitive Diagnosis»).

В 1985 году доктор Шили, нейрохирург и ученый- исследовйтель, получивший образование в Гарвардском университете, основавший Американскую ассоциацию холистической медицины, начал работать с Кэролайн Мюсс, журналисткой, не имевшей медицинского образования и навыков в области исцеления. Однако с раннего детства она обладала интуитивной способностью «определять» болезнь. Доктор Шили попросил ее применить свои навыки по диагностированию болезней на его пациентах. Сидя в своем офисе в Миссури, он звонил Мюсс в Нью-Гэмпшир (расстояние - 2000 км). Он называл ей имя пациента и дату рождения, после чего она сообщала ему свои впечатления. Большинство из них были связаны с внутренними противоречиями психологического характера, с которыми пациент жил какое-то время. Но по мере того как развивалось их партнерство, Шили стал побуждать Кэролайн быть конкретнее в определении физических патологий его больных. И тогда Мюсс начала интуитивно «входить» в тело пациента, как бы становясь этим пациентом. Шили побуждал ее систематически «проходить» через тело больного, проверяя состояние каждого его органа. Согласно данным Шили, Мюсс ставила точный диагноз на 93% - поистине фантастическое достижение! И не только с точки зрения диагноза на расстоянии. Ведь даже с помощью сложнейших диагностических приборов, анализа крови и рентгена, медики-диагносты редко достигают такого уровня точности на первой фазе установления диагноза.

Сначала Мюсс сомневалась, опасаясь ставить «интуитивный» диагноз. Она всегда считала этот талант чем-то несерьезным, чем-то таким, что не стоит выносить на публику. Настороженно относилась к ярлыкам «телепат», «медиум», «ясновидящая» и прочим и не хотела также, чтобы ее считали мошенницей или «чокнутой».

Ясно, что в процессе интуитивного анализа организма человека разум Мюсс преодолевал географическое расстояние, разделявшее ее и пациента. Мюсс считает, что отдаленность способствует «беспристрастности», что очень важно для успеха ее эксперимента, так как позволяет «получить информацию, которую более личностная связь могла бы блокировать».

Шили ссылается на 50 примеров интуитивного диагноза Кэролайн Мюсс, из которых большинство в точности соответствовало медицинским диагнозам, поставленным Шили после обследования больного. В качестве примера можно привести случай: когда Мюсс ставила диагноз «мигреневая головная боль, миофасцит», диагноз Шили был таким же: «мигреневая головная боль, миофасцит». Или ее диагноз - «боль в груди вследствие травмы» - соответствовал его диагнозу - «послеоперационная боль в грудине, слева». Ее - «развитие злокачественной болезни мозга»; его - «метастатический рак мозга» и т. д. Оценка доктором Шили навыков Кэролайн ясна: «Я не встречал человека более точного в постанове диагноза, чем Кэролайн. Даже среди врачей».

Иногда Шили уже знал правильный диагноз на тот момент, когда выходил на контакт с Мюсс. Это побуждало некоторых людей предполагать, что он «телепатически передает» ей информацию и ее диагноз не самостоятелен. Но это несправедливое обвинение, потому что часто у Мюсс уже был правильный диагноз еще до того, как он становился известен кому бы то ни было. Но даже если бы в некоторых случаях использовалась телепатия, то и это - пример проявления нелокальности, что заслуживает внимания так же, как и диагноз на расстоянии.

Есть ли что-нибудь в истории медицинской практики, что можно было бы сравнить со способностями Мюсс? Да, есть. В первой половине XIX столетия культ «быстрого диагноза» повально охватил Европейский континент. Врачи на больших академических собраниях соперничали друг с другом в быстроте постановки правильного диагноза при небольшом количестве выявленных симптомов. Врачу, который действительно прекрасно справлялся с этой задачей, не нужно было осматривать или обследовать пациента. Жан-Николя Корви- сар, любимый врач Наполеона, считался одним из лучших диагностов. Как-то, ни о чем не спрашивая пациента, он сразу же предположил, что причиной возникшего у него сердечного заболевания явилось рисова- нис масляными красками, - что так и оказалось. Легендарные врачи, Гебра и Белл, по имени которых названа болезнь - «паралич Белла», «могли быстро определять по незначительным признакам не только болезни, но и род занятий своих пациентов». Что же, сходство быстрого диагноза и ясновидения бросается в глаза.

Такие навыки кажутся чем-то экзотическим, но, возможно, многие обладают ими. В исследовательском проекте одной крупной медицинской школы использовались компьютеры, в которых действовала программа опроса пациентов и диагностирования их болезней. Результаты этой компьютерной программы сравнивали с диагнозами группы квалифицированных терапевтов. И компьютер, и врачи задавали пациентам идентичные вопросы, а пациенты давали идентичные ответы. Однако компьютер не смог поставить диагнозы с такой точностью, как врачи, - факт, озадачивший исследователей. Поэтому они спросили врачей-терапевтов: «На что вы в первую очередь обращаете внимание, когда начинаете разговор с пациентом?» И вот каким был ответ: «На его внешний вид - выглядит он больным или нет». Но исследователи не смогли в точности определить, что означали слова «выглядеть больным», и не смогли найти способ, чтобы ввести в компьютерную программу это понятие - «выглядеть больным». И от этого исследовательского проекта отказались. Но каждый квалифицированный диагност знает, что означают эти слова. Это некое чувство, интуиция, почти не поддающееся описанию внутреннее чутье, «знание», которое не обращает внимания на односложные ответы пациента - «да» и «нет» - и, возможно, на его внешний вид. Это «знание» может, как и в случае с Кэролайн Мюсс, действовать независимо от сенсорного восприятия от пациента.

НЕКОНТАКТНАЯ ТЕРАПИЯ

С древних времен находились люди, заявлявшие, что умеют исцелять больных на расстоянии; целители, для которых степень пространственного отдаления от пациента не имеет значения. Кроме того, древние практиковали метод «наложения рук», когда между целителем и больным возникал физический контакт. Соединение этих методов лишь недавно стало использоваться в сфере профессионального ухода за больными благодаря новаторскому исследованию, проведенному в этой области доктором философских наук, академиком Долорес Кригер из Нью-Йоркского университета. При использовании метода «неконтактной терапии» руки целителя фактически не касаются пациента, а находятся на небольшом расстоянии от его тела.

Чтобы оценить этот метод, исследователь Дениэль П. Уирт провел научное исследование, в котором принимали участие 44 пациента с искусственно сделанными, во всю толщину кожи, хирургическими порезами. В разрез в верхней части руки через круглое раздвинутое отверстие вводили приспособление, поверх которого пациенты в течение пяти минут не могли ничего увидеть. Им говорили, что цель этой хирургической процедуры - измерение «биопотенциалов» с помощью неконтактного устройства. Врач, практикующий метод «неконтактной терапии», находился в смежной комнате только во время экспозиционных сеансов для членов группы, подвергавшейся активному лечению (23 пациента). В периоды, когда в целях проверки эксперимента проводилась лишь имитация процедуры неконтактной терапии для другой, контрольной, группы пациентов (21 человек), эта комната была пустой. Было предусмотрено, что при исцелении раны врач-целительница не должна иметь физического, сенсорного контакта со своими пациентами. Один из сотрудников - который не вступал ни в какое общение и не передавал никакой информации пациентам ни одной, ни другой группы - проверял и фиксировал состояние раны. Также велись записи по ходу эксперимента - они были полностью неизвестны его участникам. Важно помнить, что поскольку пациенты не знали, что являются объектами исцеления, и не получали ни явных, ни тайных внушений относительно того, что являются участниками эксперимента, то их психологическая реакция на безвредное лекарство, а также на внушение, ожидание или убеждение не могла воздействовать на исцеление, которое затем происходило.

С точки зрения статистики результаты были весьма средними. К восьмому дню состояние ран подвергавшихся исцелению пациентов оказалось более стабильным, чем у тех испытуемых, которые не подвергались лечению, а сами раны стали значительно меньше. На шестнадцатый день опять был произведен тщательный медицинский осмотр. Тринадцать из 23 субъектов, подвергавшихся исцелению, были полностью исцелены (размер раны нулевой), по сравнению с группой людей, не подвергавшихся исцелению, где не исцелился ни один. Это исследование показало, что «неконтактный терапевтический подход» - эффективная исцеляющая форма воздействия на всю толщину кожных ран человека, даже если субъект не осведомлен об этом.

Это и есть эффективный метод Эры III? Но если воздействие целителей, практикующих «неконтактную терапию», следствие обычных форм энергии, то нам следовало бы ожидать, что с увеличением расстояния между целителем и тем, кого исцеляют, должен уменьшаться и исцеляющий эффект, - потому что, согласно универсальному закону природы, действие всех форм энергии ослабевает пропорционально увеличению расстояния. Следовательно, «неконтактный терапевтический метод» действует лишь локально и, чтобы действие было наиболее эффективным, целитель должен находиться в том месте, где исцеляет. Для прояснения этого момента еще не проведены окончательные исследования. А пока можно продолжать классифицировать «неконтактную терапию» как метод Эры III.

ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ОБРАЗНОСТЬ

Психолог-физиолог и писательница Жанна Ахтерберг в своей книге «Образность при исцелении» («Imagery in Healing») выдвинула идею, что есть два типа ментальной образности. Первый тип - довербалышя образность - воздействует на физическую сущность человека, чтобы изменить ее физиологическую активность. Второй тип - трансперсональная образность, - когда сознание одного человека может воздействовать на физическое состояние другого. Эти два типа образности соответствуют тому, что мы называли проявлениями локальности и пелокаль- ности. Они подпадают под методологию Эры II (локальное, разум-тело) и Эры III (нелокальное).

Исследователи из «Mind Science Foundation» в Сан- Антонио, штат Техас, Уильям Дж. Брод и Мэрилин Шлитц подвергли нелокальную, трансперсональную образность испытанию. Они хотели проверить, может ли один человек с помощью конкретной ментальной образности изменить физические реакции находящегося на расстоянии другого человека, с которым у него нет ни физического, ни сенсорного контакта. Они провели 13 экспериментов, используя эту стратегию, и обнаружили существенную взаимосвязь между использованием успокаивающей, а затем бодрящей образности одного человека и уровнем электрического сопротивления кожи другого, изолированного, находящегося на расстоянии субъекта (это называется электродермальной активностью, которая может служить индикатором физиологического возбуждения). «Эти случаи, - заявили исследователи, - подтверждают очевидную взаимосвязь между живыми существами, находящимися на расстоянии». Позднее мы обсудим эти эксперименты подробнее.

СЕНСОРНАЯ СВЯЗЬ НА РАССТОЯНИИ

Почти десятилетние исследования, проводившиеся в научно-исследовательской лаборатории по аномальным методам при Принстонском университете, показали, что люди могут влиять на физические состояния организма и мысленно передавать сложную информацию другим субъектам, которые находятся на расстоянии, порой даже на другом конце земного шара. Эти исследования показывают: не только тот, кто посылает, может ментально передавать подробную информацию тому, кто принимает и находится на другом краю земли, но и информация может быть получена за три дня до того, как будет послана. Подробности этих исследований содержатся в эпохальной книге Роберта Дж. Яна и Бренды Дж. Данн «Грани реальности» («Margins of Reality»). Эти эксперименты доказывают, что разум нелокален не только в пространстве, но и во времени.

ПАРАСОМАТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ

Жизненная сила заключена не в самом человеке, а сосредоточена вокруг него и излучается подобно светящейся сфере, и ее можно заставить действовать на расстоянии. В этих наполовину материальных лучах воображение человека может оказывать оздоровляющее или губительное воздействие.

Парацельс (1493-1541)

Исследования в области психосоматической медицины показали, что нарушения в разуме могут вызывать телесную дисфункцию и заболевание в организме человека, - это соответствовало Эре II и описанной выше точке зрения относительно разума-тела. Но, если разум - интуиция, чувства нелокальны и связаны с разумом других людей, то возникает вероятность того, что ментальные воздействия могут вызывать изменения и в организме других людей. Это феномен «парасоматический связи» (от слова «пара»): два существа, находящиеся вместе, нечто целое, и соматический, относящийся к телу, его строению, телесный. Тому есть масса примеров.

  • Как-то рано утром Артур Северн, известный английский художник-пейзажист, отправился покататься на парусной лодке, в то время как его жена спокойно спала дома. Приблизительно в 7.00 утра она внезапно проснулась от удара по губам, причем удар был таким сильным, что пошла кровь. К великому своему удивлению, она никого в доме не обнаружила. Позже, в то же утро, когда ее муж возвратился к завтраку, она все еще прикладывала носовой платок к кровоточащим губам - удар был нанесен около 7.00, когда лодка ее мужа ныряла в волнах под сильными порывами ветра.

® Женщина неожиданно скрючилась от боли, которая сдавила ей грудную клетку, и воскликнула: «Что-то случилось с Нелл, ей нанесена рана!» Через два часа пришел шериф и сообщил, что Нелл умерла по дороге в больницу. Она попала в автокатастрофу, и обломок рулевого колеса воткнулся ей в грудь.

  • Мать писала письмо своей дочери в колледж. Вдруг ее правая рука стала так сильно гореть, что она не удержала ручку. Менее чем через час ей позвонили из колледжа и сообщили, что ее дочь очень сильно обожгла правую руку кислотой во время занятий в лаборатории - как раз в то время, когда мать ощутила этот ожог.

Иногда у того, кто принимает «сообщение» на расстоянии, наблюдаются изменения и в физическом состоянии тела. В 1892 году английский генерал- майор Т. Блэксли доложил о случае с его близким другом, служившим в 12-м полку. Как-то утром тот занемог по совершенно необъяснимой причине. По дороге на стрельбище он, повинуясь голосу интуиции, сказал: «Сегодня в 8 часов утра на своем корабле у западного побережья Африки умер мой брат- близнец. И я знаю, что это скажется на мне в виде серьезного заболевания». Генерал Блэксли пытался ободрить его и обнадежить, но все было тщетно. «Нет, - упорно повторял его друг, - я знаю точно. В течение всей нашей жизни между нами всегда было такое сильное чувство сострадания, что, когда бы что ни случалось с одним из нас, другой тотчас чувствовал это». Его дурные предчувствия оказались верными. И он тут же свалился от приступа желтухи. А через какое-то время пришло печальное известие о том, что его брат действительно умер, и именно тогда, когда он почувствовал это. Конечно, скептики не найдут смысла в примерах такого рода. Они станут утверждать, что это лишь совпадения. Да, верно, эти случаи представляют собой эпизоды из частной жизни людей. Никто не может повторить такое в лабораторных условиях, чтобы подвергнуть эти явления тщательному исследованию. Они непохожи на другие нелокальные случаи, которые мы уже изучали - трансперсональную образность, диагноз на расстоянии и передачу чувства другому человеку, находящемуся далеко от данного места, - те факты можно проверить в условиях жесткого контроля. Однако, несмотря на эти ограничения, считаю, что случаи телепатической связи заслуживают нашего внимания по двум причинам. Во-первых, они происходят довольно часто. Во-вторых, в каждом случае есть внутренняя логическая последовательность. Почти все они происходят между людьми, у которых сильно развито чувство сопереживания, что характерно и для тех случаев проявления нелокальности, которые можно наблюдать в лаборатории. Телепатическая связь часто возникает между отдельными людьми, связанными крепкими эмоциональными узами. Классический пример - родители и дети, привязанные друг к другу супруги, братья и сестры (особенно близнецы), влюбленные. Но подобная связь наблюдалась и между близкими друзьями.

Часто в случаях телепатической связи передается важная информация, касающаяся жизни и смерти. Каждый из вас, наверно, не раз слышал о какой-нибудь женщине, которая «знала», что ее дочке угрожает опасность, и она бросалась со всех ног домой и успевала как раз вовремя. Подобные случаи могут проявляться и иначе и не важны с медицинской точки зрения. Например, у 56-летней женщины, у которой восемь лет назад прекратился менструальный цикл, трижды наблюдалось маточное кровотечение в то самое время, когда у одной из ее дочерей произошли преждевременные роды, а другой дочери угрожал выкидыш. Эти дочери жили вдали от матери, и она ничего не знала об их беременностях. А через полтора года у этой женщины произошло сильное маточное кровотечение. При обследовании обнаружили рак матки, что могло быть следствием реакции ее организма на проблемы ее дочерей.

Луиза И. Райн, проанализировав 169 случаев телесоматических контактов между людьми, обнаружила, что только в двух случаях «приемниками» были мужья, а в 21 случае «приемниками» были жены. Более того, из общего числа- 169 случаев-только 13 из тех, кто принимал информацию, были мужчины. Но ряд других исследований не подтверждают этих различий по половой принадлежности. Например, в эксперименте Стивенсона 84 «приемника» женщины и 76 - мужчины. Среди «посылающих» информацию было 62 женщины и 98 мужчин.

Выходит, женщины более чувствительные «приемники», чем мужчины? Или они более свободно говорят о том, что чувствуют? Стивенсон, данные которого довольно нейтральны в отношении пола, считает, что разница действительно есть и что женщины более склонны входить в паранормальный контакт с представителями противоположного пола.

Склонность женщин быть «приемниками» подтверждает мнение многих врачей, что у женщин чаще наблюдаются психосоматические симптомы. Но врачи иногда сопровождают эти наблюдения уничижительными комментариями, как будто такая восприимчивость - признак слабости. Что неудивительно со стороны представителей профессии, в которой преобладают мужчины. Но повышенная восприимчивость у женщин, их способность принимать «информацию» от людей, находящихся от них на большом расстоянии, скорее не слабость, а отражение психологического и, возможно, биологического превосходства женщины. Конечно, кто-то может указать на тот факт, что общество так воспитывает женщин издревле, «приучая быть особенно чувствительными». То же давление, основанное на традиции и культуре, тормозит восприимчивость мужчин к «информации», передаваемой другими людьми. Но прежде чем делать на этот счет решительные заключения, следовало бы провести исследования, изучающие телепатию и восприимчивость к ней представителей обоих полов.

Религии часто не приветствуют спонтанное проявление человеческих чувств, даже когда речь идет о мистических восторгах. В письме, адресованном дону Лоренцо де Сепеда, святая Тереза Авильская сообщала: «Я опять испытала чувство сошедшего на меня экстаза. Это очень смутило меня. Несколько раз это было на людях... например во время заутрени в церкви. Мне было так стыдно, что хотелось где-нибудь спрятаться!» В некоторых религиозных традициях, например в дзэн-буддизме, на такие переживания стараются не обращать внимания, потому что считают, что сосредоточенность на этом может помешать более важной духовной работе. Например: «Учитель дзэн... после того, как выслушал рассказ одного из своих учеников о том, что во время медитации ему явилось видение Света и Истины Будды, рассудительно заметил: "Продолжай медитировать. Это пройдет"». Или, как сказал Судзуки Роши: «Зачем вам просветление? Вам оно может не понравиться».

И хотя телепатическая связь устанавливается между двумя людьми, иногда к ним могут подключаться и третьи лица. Например, одна женщина получила внушение на расстоянии, что ее мать серьезно больна и нуждается в ней. Невзирая на возражения мужа, она отправилась к матери и, когда уже подходила к ее дому, встретила сестру. У сестры тоже возникло подобное же чувство, и она отреагировала так же. Обе женщины нашли свою мать умирающей - она хотела перед смертью повидать дочерей.

Чувство сострадания или эмоциональной близости отмечено во многих нелокальных духовных контактах между людьми. Эта «связь сердец» между субъектами лежит в основе трансперсональной образности, телепатической и парасоматической связей, а также исцеления молитвой. Но было замечено и взаимодействие человека и машины, что увидим в дальнейшем. Эта внутренняя связь между разными явлениями поразительна и ее высоко ценят в научных исследованиях. Если ученые смогут выявить «модель, соединяющую воедино события», которые, как кажется, не имеют друг к другу никакого отношения, некую общую связующую нить, то это повысит интерес к научным исследованиям и поможет доказать, что такая модель существует в реальности. В следующей главе более внимательно изучим роль молитвы в деле исцеления и факторы, влияющие на ее эффективность.