Главная Введение Что такое молитва Святые и грешники, здоровье и болезнь Сила молитвенного процесса Граница для разума: где место молитвы? Проявление нелокальности в медицине Молитва и подсознание Молитва-сон Куда идут молитвы Как молиться и о чем молиться? Любовь и исцеление Молитва со смещением во времени Вера врача, и почему она так важна Что значит «черная молитва»? Бог в лаборатории Молитва и исцеление: анализ исследования Что такое исцеление? Послесловие Спонтанная регрессия рака | Любовь и исцелениеГлавная причина в исцелении - любовь. Парацельс (1493-1541) Если бы ученые вдруг открыли лекарство, такое же сильнодействующее в деле восстановления здоровья, как любовь, о нем возвестили бы как о необычайном прорыве в медицине. Оно тут же появилось бы на рынке - особенно если бы у него было так же мало побочных действий и оно было бы таким же дешевым, как любовь. Любовь близко связана со здоровьем. Это не преувеличение - дань сентиментальному чувству. В одном обзоре, где приводились цифры по наблюдению за людьми с сердечными заболеваниями - более 10 ООО человек, - было установлено в 50% случаев снижение частоты боли в груди у мужчин, которые получали от своих жен любовь и поддержку. О силе любви, способной произвести чудесные изменения в теле, написаны легенды; мы встречаем это в фольклоре и в каждодневной жизни. Любовь приводит в движение живую плоть и материальный мир вокруг - это как румянец на щеках и внутренний трепет, которые свидетельствуют о том, что испытывают влюбленные. На протяжении всей истории человечества «нежную заботу любящего сердца» признавали ценным элементом при исцелении. Доктор философии Дэвид Макклелланд из Гарвардской медицинской школы показал, что сила любви способна делать с телом человека, используя «эффект матери Терезы». Он показал группе студентов Гарварда документальный фильм о том, как мать Тереза помогает больному, вкладывая в это силу своей любви. А затем измерил уровни иммуноглобулина А в слюне студентов до и после просмотра фильма. (Иммуноглобулин А - активное противоядие против вирусных инфекций, таких как простуда.) Эти уровни поднялись даже у многих из тех студентов, которые считали мать Терезу «слишком религиозной» или даже ханжой. Впоследствии, чтобы достичь того же эффекта, но другим путем, Макклелланд отказался от показа фильма и попросил студентов выпускного курса подумать о двух вещах: о каких-то моментах в прошлом, когда они чувствовали, что их кто- то сильно любит и проявляет заботу, и о том времени, когда они сами любили другого человека. У него самого уже был такого рода опыт: с помощью этого метода он легко справился с простудой. В результате испытанных им лично случаев быстрого выздоровления и проведенных исследований он стал «адвокатом любви» в современных методах исцеления. Как-то он сказал группе своих коллег-медиков: Я мечтаю об изменении обстановки в больнице: чтобы вы могли там расслабиться и отдавать всем теплоту и любовь. А также освободиться от желания все контролировать и всем управлять. Одним словом, создать оздоровляющую окружающую обстановку. Врачи, медсестры, рабочий персонал - все мы можем научиться... и узнать, что проявление любви к людям действительно полезно для их здоровья. А также и для вашего. Но может ли любовь делать нечто большее, чем влиять на одного человека, находящегося вблизи? Достаточно ли она сильна, чтобы действовать на расстоянии между отдельными людьми, преодолевая их разобщенность в пространстве и во времени? Может ли любовь объединять людей, невзирая на географические расстояния, даже когда «тот, кто принимает» не осведомлен о том, что ему предлагают любовь? Тут уместен вопрос: срабатывает ли молитва? Потому что, когда один человек молится о благополучии другого, тот, кто молится, посылает сострадание, нежность и любовь. Могут ли эти чувства «достичь цели»? Один из величайших ученых и исследователей парапсихологии, Ф. У. Г. Майерс, был поражен тем фактом, что люди, «телепаты» - те, кто умеет делиться мыслями друг с другом, находясь на большом расстоянии, - часто были эмоционально связаны друг с другом, испытывая глубокое чувство сострадания или любви. И Майерс сделал заключение, что любовь, сопереживание и сочувствие ка- ким-то образом делают возможным для разума выходить за границы тела. В этом процессе любовь настолько важна, что Майерс выделил ей почетное место среди законов природы. Он выразил это так: «Любовь - своего рода возвышенная форма телепатии. Это самое простое и самое универсальное выражение всеобщего притяжения или родство духа, основание закона телепатии». В сущности, все духовные целители, использующие молитву, согласны с этим. Они единогласно утверждают, что расстояние не является препятствием для исцеляющей силы молитвы, и многие особо подчеркивают, что любовь - сила, которая делает возможным «дотянуться» до другого человека, чтобы его исцелить. Производя попытки исцеления, целители чувствуют, как в них откуда-то свыше вливается любовь и наполняет непреодолимым желанием помочь. Это чувство такое определенное, что они описывают его так: «становишься единым целым» с тем человеком, о котором молишься. В своей работе «Медиум, мистик и физик» («The Medium, The Mystic, and the Physicist») Лоуренс Лишан - а он, пожалуй, величайший из живущих авторитет в данной области - поделился своими наблюдениями об известных целителях. Говоря словами Агнес Сендфорд, «только любовь может разжечь огонь исцеления». А Эмброуз и Ольга Уорролл сказали так: «Мы должны проявлять заботу о других. Проявлять ее искренне, от всего сердца, всецело и сразу; наш разум, наш дух должны дойти до них». Стюарт Грейсон, известный многим целитель из Первой Церкви Религиозной Науки, выразился так: «Если это понимание всего лишь ментальное, то оно пусто и бесплодно, а чувство - это горючее, которое поддерживает огонь исцеления». Сендфорд писала: «Когда мы молимся в согласии с законом любви, мы молимся в согласии с законом Бога». Дополнительно к убеждениям целителей, что любовь является жизненно важным фактором, если нужно, чтобы молитва «достигла» больного и содействовала исцелению, есть убедительное свидетельство - как по данным лабораторных исследований, так и по рассказам людей, - подтверждающее, что сопереживание чудесным образом соединяет организмы на расстоянии. Причем всевозможные организмы, начиная от микроорганизмов и кончая человеком. Этот факт очень важен. Если сопереживание действительно соединяет живые существа, то, возможно, в природе есть особенное свойство, это не просто причуда человека или случайное наблюдение. Сопереживание, сострадание и любовь формируют связь - своего рода резонанс - между живыми существами. Наблюдения показывают, что, когда присутствует такого рода связь, чувства, выражаемые одним существом, могут передаваться другому существу, несмотря на пространственную отдаленность. Дж. Б. Райн и Сара Физер из лаборатории проблем парапсихологии при Университете Дыока собрали факты 44 случаев «возвращения животных домой». Среди них есть просто поразительные, потому что нет указаний на то, как животные могли узнать обратную дорогу домой. Это не были почтовые голуби. В одном случае это была молодая самка собаки колли, Бобби. Она ехала вместе с семьей своего владельца, в которой жила, из штата Огайо в штат Орегон, к их новому дому. И хотя семья уже предпринимала такую поездку раньше, Бобби не принимала в ней участия. Во время остановки в Индиане собака побежала куда-то и потерялась - ее так и не смогли найти. Наконец семья прекратила дальнейшие поиски и продолжила свой путь. Спустя три месяца Бобби появилась у порога их нового дома в штате Орегон. Она не была похожа на бродячую собаку - по-прежнему на ошейнике было ее имя, а на теле несколько отметин и шрамов, по которым ее легко можно было узнать. В другом случае мальчик, Хыо Брэди, который держал в качестве домашних любимцев почтовых голубей, нашел в саду возле их дома раненого голубя и оказал ему дружескую помощь. Он заботливо выхаживал эту птицу, пока она полностью не выздоровела, и прикрепил к ней номерной знак 167. На следующую зиму Хью неожиданно заболел, его быстро отвезли в больницу, за 200 км от их дома, где мальчику сделали операцию. Однажды, когда он уже выздоравливал, в очень холодную снежную ночь, он услышал, как кто-то бьется в окно. Хью позвал сиделку и попросил ее открыть окно. Влетел голубь и, трепеща крыльями, уселся мальчику на грудь. Хью сразу же, с первого взгляда, узнал свою птицу, что и подтвердилось, когда он посмотрел на ее номер. Конечно, всем известна способность почтовых голубей находить хозяина; но номер 167 не был почтовым голубем. Тем не менее он прилетел в такое место, где никогда не был раньше. Но сопереживание влияет на взаимосвязь не только между живыми существами, но и между людьми и неживыми предметами. В серии экспериментов, проводившихся последние 10 лет, исследователи из Прин- стонской научно-исследовательской лаборатории по выявлению природных аномалий исследовали способность людей воздействовать на процессы, происходящие в разных механических устройствах, таких, например, как микроэлектронный генератор случайных чисел (ГСЧ). Оператор сидит перед этим устройством, смотрит на дисплей, следя за последовательностью генерируемых чисел, и пытается повлиять на распределение результата либо в позитивном, либо в негативном направлении, - иными словами, пытаясь силой воли заставить машину выдавать либо последовательные, либо непоследовательные случайные числа. Помимо этого устройства в экспериментах той же лаборатории использовались и многие другие механические устройства. В течение нескольких лет было проведено много испытаний, в которых принимали участие 15 пар людей с количеством в 256 ООО попыток воздействия на генератор. Их результаты сравнили с результатами, полученными от 91 оператора, которые действовали в одиночку и провели 2 520 ООО испытаний на том же устройстве. Результаты в подавляющем большинстве показывают: как отдельные люди, так и пары, работавшие во взаимодействии, могут влиять на ГСЧ, изменяя результат его работы от полностью случайных чисел к определенной последовательности. Наибольшего успеха добились те пары, которые были глубоко эмоционально и духовно привязаны друг к другу - «связаны супружескими узами». Эта база данных - самая внушительная, которую когда-либо собирали, - впечатляющее свидетельство того, что сопереживание и эмоциональная близость помогают появлению силы, способной сформировать физические события где-то в мире, «за пределами пребывания субъектов». Это свидетельство подтверждает слова целителей, воздействовавших с помощью молитвы: «Любовь (сопереживание, сочувствие, забота, привязанность) - горючее, которое разжигает огонь исцеления». В исследованиях в Принстоне отмечено, что успеха добиваются не только пары, связанные брачными узами. Отдельные операторы «устанавливают» эмоциональную связь с механическими устройствами, на которые стараются воздействовать. Некоторые говорят, что при этом они «становятся как одно целое». Эксперименты ясно показывают, что действие эмфатической связи преодолевает пространство. И не имеет значения, сидит ли оператор перед устройством в той же комнате в Принстонском университете, или находится на другом краю света, или отделен космическим пространством (эти эксперименты проводились и на огромных расстояниях). Действие субъекта было в равной степени эффективным, независимо от того, на каком расстоянии от данного устройства он находился. Эти исследования показывают, что действие эмфатической связи преодолевает время. В одной из показательных серий этих экспериментов исследователи из Принстонской исследовательской лаборатории попросили операторов воздействовать на результаты ГСЧ до того, как он будет запущен в действие. И результаты были такими же, как если бы операторы сидели перед этим устройством в реальном времени. Кроме того, они попросили оператора повлиять на результаты устройства после его запуска в действие. То есть машина будет уже какое-то время работать, а субъект попытается повлиять на его результаты позднее. Результаты оказались идентичны тем, которые были получены, когда усилия прилагались сразу же при запуске. Это поразительно - пример, когда причина следует за следствием, - потому что считается, что прошлое неизменно и на него нельзя повлиять. Подобные эксперименты проводились не только в Принстонской лаборатории. Их результаты подтверждают испытания физика Хельмута Шмидта, показывающие, что субъекты могут влиять на результаты ГСЧ после того, как машина уже запущена в действие (см. главу 7). А помогает ли молитве «преодолевать пространство и время» такой фактор, как сопереживание? Когда мы говорим о такого рода «преодолении», предполагается, что есть человек, изолированный и отделенный от остальных людей. Именно в этом мы находим изъян данной концепции. Как утверждал выдающийся исследователь в области парапсихологии Стэнли Криппнер, ...мы могли бы принять другую идею... что сознание всех людей представляет нечто вроде «группового сознания». Мысли отдельного человека, его восприятие, память создают его ментальность. Но без взаимодействия группы людей индивидуум никогда не достиг бы идентификации с кем-то или чем-то. С этой точки зрения «групповое сознание» является фундаментальной матрицей, из которой появляется «индивидуальное сознание». Мы так долго воспринимали себя как отдельных личностей, что поддались гипнотическим чарам, поверив, что реальность - разделение, а не единство. Но если единство, а не разделение является основой, тогда на каком-то уровне души ничто не должно «передаваться», потому что нет отдельных частей, через которые это можно совершить. А если это так, то связь, которую мы чувствуем с другими во время молитвы, не представляет «ничего из ряда вон выходящего». Не нужно устанавливать или изобретать эту связь, потому что она уже существует. Молитва не является новшеством, это процесс воспоминания о том, кто мы есть на самом деле и как связаны друг с другом. Исходя из этого, есть все основания освободить молитву от представлений о ней, которые издавна закрепились в нашем сознании - что это некое особое состояние, в которое мы входим лишь по определенным случаям. Если единство, которое она утверждает, не исключение, а правило, тогда не должно быть и божественного ореола, который обычно молитву окружает. Под этим подразумевается, что на определенных уровнях души нет такой вещи, как исцеление на расстоянии, потому что между людьми нет расстояния, которое нужно преодолевать. Это значит, что исцеление другого человека является в каком-то смысле самоисцелением, так как пространственные разделения между «я» и «ты» (он, они и т. д.) не принципиальны. Возможно, именно поэтому, когда начинаешь любить другого человека, появляется удивительно приятное чувство; и поэтому наши молитвы'о других доставляют нам удовольствие. Человек может дать имя любви, украсив ее сверкающим фонтаном названий, и все равно это самообман. Но если бы он обладал хоть крупицей мудрости, то не стал бы усердствовать и назвал неизвестное еще более неизвестным... именем Бога. К. Г. Юнг Из всех, ставших уже тривиальными, концепций в Новом веке, пожалуй, величайшая - это любовь. Книги, вышедшие из-под пера многих пациентов и врачей, подтверждают ее феноменальную силу в деле исцеления. Любовь растворяет опухоли, излечивает от пагубной зависимости, изгоняет страх, порождает чудеса, переворачивает всю жизнь - нам говорят, что сила ее acl infinitum-безгранична. О, если бы мы смогли научиться любить и прощать себя и других и отбросить все страхи, обиды и ненависть, сердце каждого стало бы здоровее. Изречение Парацельса: «Главной причиной для исцеления является любовь» - часто искажают, и тогда оно звучит так: «Единственной причиной для исцеления является любовь». Невероятный энтузиазм, окружающий любовь, привел к одному из величайших заблуждений Нового века, а именно многие больные люди чувствуют свою вину перед теми, кто их любит, за то, что они нездоровы. Десять лет назад у моей пациентки появилась припухлость в груди. Ей сделали маммограмму и биопсию груди и обнаружили рак. Это сообщение так потрясло ее, что она вынуждена была обратиться за помощью к психотерапевту - хорошо известному специалисту по работе с пациентами, которым только что поставили этот страшный диагноз. Этот человек был глубоко убежден, что все физические болезни - отражение недостатка эмоционального и духовного характера. При первом посещении моей пациентки этот консультант-психолог, не желая докучать женщине вопросами, чтобы заглянуть поглубже в ее историю и определить психологический склад характера, резко заявил: «Есть только три причины рака. Либо вы недостаточно себя любите, либо где-то глубоко внутри вас сидит страх, что вас не любят, либо вы не доверяете себе и другим!» Моя пациентка, человек замкнутый, настроенный на самоанализ, посчитала, что выводы психолога неверны. «Иметь рак тяжело, даже не имея чувства вины», - сказала она. Отвергнув его психологический анализ, она нашла помощь в другом месте. Спустя 10 лет после того, как эта женщина прошла обычное при таком заболевании лечение, а также продолжала привычную внутреннюю психологическую работу, у нее не осталось следов этого заболевания. Это не говорит о том, что я не верю в роль любви в деле исцеления. Как я уже объяснял, я верю в ее важное место, особенно в исцелении на основе молитвы. Лишь хочу указать, что не следует любовь «помещать в раку», как некий магический, незыблемый принцип здоровья и исцеления, так как часто случается, что больной человек расплачивается за это. Иногда хочется встать и потребовать от всех «продавцов любви» объяснения: что вы имеете в виду под понятием «любовь»? В определенных кругах наблюдается тенденция относиться к ней как к эмоции, побуждающей к заботе, сочувствию и сопереживанию. Если это так - прекрасно, но это лишь часть картины. Древние греки считали, что любовь - царство Эроса - чувство загадочное и необъяснимое. Как говорил Юнг, «в древности - когда такие вещи понимали правильно - Эрос считался богом, чья божественная сущность выходила за рамки человеческого понимания, кого, следовательно, нельзя ни постичь, ни представить». В отличие от большинства современных людей древние греки признавали за Эросом не только положительные качества. Юнг согласен с этим. В результате наблюдений за действиями Эроса в жизни и мечтах тысяч своих пациентов он пришел к заключению, что Эрос был «божеством, чей диапазон деятельности простирался от бесконечных пространств небесных до темной бездны ада. ..ив котором так много противоречий и загадок...» Литература Нового века очистила любовь от ее сложности и грязи, превратив во что-то прекрасное, что можно вложить в упрощенную формулу, доступную для каждого. Таинственность любви, ее более темные качества преданы забвению или игнорируются. История Иова из Ветхого Завета - как раз о теневой стороне любви и о том, как человек может стать жертвой любящего Бога. Историю Иова следовало бы прочесть тем, кто сегодня упорно связывает духовное совершенство и здоровье, потому что показывает, что и с безупречными людьми могут происходить ужасные вещи и что столь популярные в настоящее время формулы любви в целях укрепления здоровья, как ни грустно, несовершенны. Вначале нам говорят, что Иов был «непорочен и справедлив» (Книга Иова, 1:1). Другими словами, он ничего плохого не сделал, чтобы заслужить такую печальную судьбу. Но, несмотря на непорочность Иова, Бог позволил, чтобы с ним произошли ужасные несчастья: детей его убили враги, все его богатство было уничтожено, а здоровье отнято - тело покрылось язвами гадкой болезни. Если мы верим в то, что «Бог есть любовь», тогда вынуждены прийти к заключению, что любовь - чрезвычайно сложный феномен - по словам Юнга, «непонятное божество» в действии. Не многое изменилось со времен Иова: люди духовные, которые признают Бога, «просветленные», все еще подвергаются болезням. Чтобы «сохранить чистыми одежды Бога», как выразился в свое время Ален Уотте, мы слышим объяснения этих бедственных случаев. Некоторые говорят, что больной человек только кажется любящим, доверительным и свободным от страха, но где-то внутри его, в глубине, есть реальные проблемы, свидетельствующие о том, что у него «нет контакта» с Богом. Или что больные живут согласно своей карме и «расплачиваются» за проступки, совершенные в прошлой жизни, или «выбрали» эту болезнь в предыдущей жизни и т. д. У человека появляется чувство, что все безнадежно, и он всеми силами, хотя и тщетно, пытается спасти свою модель исцеляющей любви, вместо того чтобы понять очевидное: эта модель с изъяном. Любовь не гарантия здоровья, долгой жизни или чего-то еще, а всего лишь парадокс и глубочайшая тайна. Что же мы действительно знаем о месте любви в деле исцеления? Что можем сказать, не испытывая страха перед противоречиями? Мы можем доказать экспериментально, что любовь, сострадание, забота и сопереживание способствуют процессу исцеления, и эта сила действует на расстоянии и независимо от времени. Но мы знаем, что любовь совместима с болезнью - ведь сказал Иисус: «Любите врагов ваших»; и никогда Он не говорил: «Не имейте врагов». Любовь занимает особое место в исцелении, оказывает магическое действие. Будучи вне пространства и времени, она живая ткань реальности, связующее звено, которое объединяет нас всех. |