Главная Введение Что такое молитва Святые и грешники, здоровье и болезнь Сила молитвенного процесса Граница для разума: где место молитвы? Проявление нелокальности в медицине Молитва и подсознание Молитва-сон Куда идут молитвы Как молиться и о чем молиться? Любовь и исцеление Молитва со смещением во времени Вера врача, и почему она так важна Что значит «черная молитва»? Бог в лаборатории Молитва и исцеление: анализ исследования Что такое исцеление? Послесловие Спонтанная регрессия рака | Что такое молитва?Что такое молитва? Термин «молитва» (англ. prayer) пришел из латинского языка: precartius - «получаемый по просьбе», и precari - «умолять, искренне просить, молить, заклинать». Есть две распространенные формы молитвы: прошение - просить что-либо для себя, и ходатайство или заступничество - просить для других. Но есть и моптъъ-исповедъ, покаяние в неблаговидных деяниях и просьба о прощении, горестная жалоба, плач в состоянии смятения и просьба о защите; поклонение, воздаяние почестей и хвалы, заклинание, призыв к Всемогущему; благодарение, выражение искренней любви. Но подобно тому, как в индуизме река Ганг имеет 108 названий, так и классификация молитвы может быть бесконечной. Например, теолог Ричард Дж. Фостер описал 21 разновидность молитвы. Сложные пути, какими молитва проявляется в человеческой душе, описаны теологами Энн и Барри Улановыми. Они утверждают, что молитва-самый важный, первобытный «язык», на котором говорят люди; это «изначальная речь». Они считают, что «молитва начинается без слов и часто без слов заканчивается. Молитва может быть наделена двойным смыслом, у нее есть свои, бесконечно разнообразные, уловки и хитрости. Иногда она использует знаки и символы, ищет обходные пути и, когда это необходимо, перескакивает через препятствия; у нее на вооружении всевозможные логические трюки и софизмы...» Молитва может быть индивидуальной или коллективной, приватной или публичной. Может выражаться словами, вздохами, жестами или молчанием. Конечно, молитва может быть сознательным действием, но, как мы увидим в дальнейшем, приходит из глубин подсознания. Молитва может происходить во сне, неосознанно, - так, что при пробуждении мы даже не помним об этом. Когда я исследовал роль молитвы в деле исцеления, меня удивило, что многие авторитетные лица, занимавшиеся этим вопросом, в своих книгах и статьях так и не смогли дать определение молитвы. Кажется, теперь я знаю почему. Если молитва берет начало в подсознании, то мы никогда не сможем полностью познать ее природу. Возможно, мы никогда не сумеем дать молитве подлинное определение. Первостепенный вопрос, который необходимо решить, рассматривая роль молитвы в деле исцеления, - отнюдь не доказательство ее эффективности с научной точки зрения (хотя это может быть сделано и является одной из задач этой книги). Основной вопрос лежит гораздо глубже. Молитва может сказать нам что-то невероятно ваэ/сное о том, кто мы есть и какой может быть наша судьба. Ведь молитва - это проявление в окружающем нас мире глубинного физического принципа нелокальности - или, попросту говоря, молитва не ограничена конкретным местом в пространстве или моментом во времени. Молитва простирается дальше понятия «здесь и сейчас»; она действует на расстоянии и за рамками настоящего момента. Так как молитва начинается с мысленного обращения, то подразумевается, что есть некий аспект нашей души, который столь же свободен. А если так, то и в нас самих нечто бесконечно в пространстве и во времени - то есть вездесуще, вечно и бессмертно. В конце концов, «нелокальный» не означает «очень большой» или «существующий длительное время». Под этим подразумевается просто бесконечность - в пространстве и во времени, потому что ограниченная нелокальность - противоречие по утверждению. Народы Запада называют этот бесконечный аспект нашей психики душой. А если так, значит, подтвержденная опытами сила молитвы является косвенным доказательством существования бессмертной души. Это может стать свидетельством присутствия в нас частицы Божественного - «Бога внутри нас», - так как бесконечность, вездесущность и вечность- вот качества, которыми мы наделяем Всевышнего. Если вдуматься, тот факт, что в нашей душе могут быть такие свидетельства причастности к бесконечности Вселенной, как молитва, имеет ошеломляющее значение. Он говорит о том, что молитва не имеет отношения к решению конкретных, сиюминутных вопросов, например, таких как: может ли молитва вывести нас из затруднительного положения? В большинстве западных религий молитва воспринимается иначе: люди считают, что Бог находится вне нас, «на небесах», в некой неподвижной сфере, и действует как спутник связи. Мы «посылаем» свои молитвы «ввысь», Богу, который по собственному выбору, как станция-реле, дает или не дает ответ на нашу молитву. Этот сценарий - когда Бог находится где-то вверху, а мы здесь, внизу, - помогает нам придерживаться общераспространенной версии о том, кто мы есть: отделенные друг от друга создания, замкнутые в линейном, текущем времени, ограниченные материальным телом и с ужасом ожидающие смерти; грешные и недостойные, мученики, единственная надежда которых - искупить свои грехи и быть прощенными милосердным Создателем. И хотя такое видение, возможно, является утешением для миллионов людей, которые убеждены, что будут «спасены» или окажутся «избранными», потому что принадлежат к тем или иным религиозным сектам или церквам, есть и такие, у кого это вызывает смятение и чувство вины, и люди, которых это видение толкает на ужасные мерзости (история человечества - пример тому). И можно заметить, что такое отделение человека от Бога всегда приводило к обесцениванию природы человека, которая принимала, как говорил исследователь мифов Джозеф Кэмп- белл, форму «мифической патологии». Многие люди считают, что природа молитвы уже соответствующим образом определена основными западными религиями и все попытки вмешиваться в эти старозаветные концепции сродни ереси. Тем не менее есть серьезные основания, чтобы принять более динамичную позицию - научиться изменять прежнюю точку зрения. Как сказал Джозеф Кэмпбелл: «Если бы мифология перестала развиваться, то прекратила бы свое существование». Поэтому те люди, которые считают, что прежнее, укоренившееся, понимание молитвы правильно и незыблемо, невольно осуждают молитву на смерть. Старомодные, основанные на Библии взгляды на молитву, которых многие придерживаются и сейчас, сформировались, когда разум человечества пребывал еще в примитивном состоянии. Сегодня фундаментальные идеи о том, как функционирует Вселенная, радикально изменились. Мы уже иначе смотрим на природу пространства, времени, энергии и причинно-следственной связи. Так что теперь осталось мало общего с теми взглядами, которые доминировали в Европе предшествующее тысячелетие, сформировавшее наши первичные представления о молитве. Подобные же радикальные изменения произошли и в отношении традиционного представления о структуре и функции человеческой души - этот процесс продолжается и сейчас и еще далек от завершения. Но если наше представление об окружающем мире так сильно изменилось, то не следует ли нам пересмотреть и свои взгляды на природу молитвы? Если бы традиционную, библейскую концепцию молитвы, распространенную в западном мире, удалось модернизировать в соответствии с нормами «современной» мысли, то получилась бы следующая картина (см. сравнительную таблицу), данные которой рассматриваются по ходу книги. Модели молитвы
Модели молитвы
Вот вопросы, которые интересны ученому и на которые мы пытаемся ответить в этой книге. «Но какой бы настоятельной ни была потребность в хорошей книге о молитве, я никогда не сделаю попытки написать ее, - сказал К. С. Левис. - В такой книге неизбежно видна личная позиция автора: он не предлагает материал для обсуждения, а навязывает свои взгляды и позволяет некоторые поучения. Что же касается меня, то само слово "поучение" по отношению к молитве было бы дерзостью». И я с ним согласен. Как может один человек поучать другого, как следует обращаться к Всевышнему? Поэтому я хочу, чтобы читатель знал изначально, что эта книга не о том, «как нужно молиться». Все это уже есть, и в избытке. Скорее, эта книга - результат моих попыток отойти от того, во что я верил прежде; воздержаться от решений и предположений на этот счет - как позитивных, так и негативных - и просто посмотреть, что даст нам научный подход, корректируемый здравым смыслом. Я не авторитет в том, что касается молитвы, и не пытаюсь им казаться. Если и есть оправдание для врача, обратившегося к столь щекотливому вопросу, так лишь то, что религиозные деятели и ученые в наше время плохо информированы о фактах улучшения здоровья благодаря экспериментам, связанным с действием молитвы. Убежден, что пренебрежение этой важной частью знаний сужает наш кругозор, особенно когда подумаешь, сколь много существует точных научных свидетельств. Пренебрежение этой информацией мешает занять правильную позицию - как в теологии, так и в медицине. Вопросы духовного характера нельзя разрешить без научного подхода, но и наука без души мертва. Как может современный человек закрывать глаза на проблемы духовного мира, включая молитву? Безразличие к нематериальному началу уже оказало свое разрушительное действие в каждом аспекте нашего существования. Как заметила известная английская поэтесса Кэтлин Рейн: «Наше общество потеряло представление о священной важности смысла и ценности - не только искусств, но и самой жизни». Я убежден, что пренебрежение духовными ценностями может стать фатальным для нашего будущего. Как сказал философ Андре Мальро: «Двадцать первый век будет религиозным... или его не будет вообще». Никогда не думал, что мои поиски в области исцеления приведут меня к исследованию молитвы - предмету, который я начал познавать - во всей его гнусности и величии - еще на заре своей жизни. JIappu
Досси, доктор медицинских наук, Санта-Фе, Нью-Мексико |