Главная
Введение
Что такое молитва
Святые и грешники, здоровье и болезнь
Сила молитвенного процесса
Граница для разума: где место молитвы?
Проявление нелокальности в медицине
Молитва и подсознание
Молитва-сон
Куда идут молитвы
Как молиться и о чем молиться?
Любовь и исцеление
Молитва со смещением во времени
Вера врача, и почему она так важна
Что значит «черная молитва»?
Бог в лаборатории
Молитва и исцеление: анализ исследования
Что такое исцеление?
Послесловие
Спонтанная регрессия рака

Сила молитвенного процесса

Однажды вечером, после того, как я прочитал лекцию на тему здоровья и исцеления, к подиуму подошла женщина и обратилась ко мне. Было ясно, что она очень застенчива, поскольку все время держалась где-то сзади, пока аудитория почти совсем не опустела. Оглянувшись по сторонам, чтобы убедиться, что никто нас не слышит, она сказала почти шепотом, что 30 лет назад ей поставили диагноз - рак в последней стадии. И что же она сделала, чтобы избавиться от болезни? Ничего. И никто не захотел выслушать ее историю - у людей, подобных ей, никогда не берут интервью ни Опра, ни Донахью, которые интересуются лишь исключительными, драматическими случаями, когда люди совершают героические, яркие деяния.

Она права. Почти во всех книгах, которые появились в последние годы по данной теме, описывается, как «победить» рак с помощью энергичных действий, и приводится поразительное разнообразие таких случаев. Обсуждение же роли молитвенного смирения и «ничегонеделания» - что-то столь же малопривлекательное, как и анонс вечерних новостей, сообщающий, что сегодня в Лагардии или О'Харе все самолеты приземлились благополучно. И это вызывает сожаление, потому что есть все возрастающее число свидетельств того, что молитвенное состояние души может спасти человеку жизнь.

Молитвенное состояние - не что-то такое, чем можно манипулировать, что-то вроде просьбы «задать болезни трепку», молитвы, к которой обращаются за утешением большинство жителей Запада, когда болеют. Но часто, когда человек находится в этом состоянии, неожиданно и самопроизвольно отступают даже серьезные болезни. Молитвенное состояние позволяет воспринимать болезнь как естественную часть жизни и принимать ее не пассивно, а осознанно. И, если болезнь исчезает, испытывать чувство благодарности за это; если же нет, то и в этом находить причину для благодарности.

«Позиция благодарности» во время болезни отражена в следующей любопытной истории, в которой болезнь отступила - хотя лишь отчасти.

В начале XX века в Мусоре, Индия, существовала религиозная группа, возглавляемая известным праведником. Он был подвержен приступам малярии, во время которых его тело так лихорадило, что это мешало ему молиться.

Этот старик привык к утренним омовениям, совершаемым в пруду при храме. Затем, в мокром одеянии, состоявшем из двух отрезов ткани, он шел в святая святых, чтобы возносить молитвы. Когда приступы малярии были особенно тяжелыми, он снимал мокрую верхнюю часть одеяния, бросал ее в угол и ждал, пока не прекратятся приступы, после чего продолжал свои молитвы. Закончив ритуал, он брал лежавшее в углу одеяние и снова заворачивался в него - и лихорадка вновь возвращалась к нему.

Когда его спросили, почему он не сбросит это одеяние совсем, чтобы так избавиться от ужасных приступов, он ответил, что и это уже благословение - иметь возможность на короткие промежутки времени освободиться от физических симптомов болезни, чтобы совершать свой молитвенный ритуал.

СПОНТАННАЯ РЕГРЕССИЯ РАКА

Моя цель - не восхваление нового лекарства, а установление факта, что у больного раком, даже когда болезнь прогрессирует, может наступить улучшение, а иногда выздоровление. Есть средство от рака помимо операционного вмешательства... Это... солнце нашей надежды.

Сэр Альфред Перс Гоулд (1910)

Что касается спонтанной регрессии рака, то в этом деле святой заступник - святой Перегрин. Когда он был еще молодым священником, врачи сказали, что ему необходимо ампутировать ногу, пораженную раком. Вечером, накануне операции, он истово молился, и ему приснился сон, что он исцелен. При пробуждении он обнаружил, что его сон стал явью. Он дожил до 80 лет и умер в 1345 году, без дальнейших проявлений этой болезни. Всю долгую жизнь он посвятил себя служению тем, кто страдал от этого заболевания, и в 1726 году был канонизирован как святой Перегрин. Доктор Уильям Бойд, заслуженный профессор патологии, до отставки работавший в университете в Торонто, известный авторитет в области спонтанной регрессии рака, предложил, чтобы опухоль, которая так неожиданно исчезает, назвали «опухолью святого Перегрина».

Но как часто рак дает спонтанную регрессию, так, что человек становится совершенно здоровым? Тут мнения расходятся. Исследователи Т. С. Эверсон и У. X. Коул собрали в разных странах мира отчеты по 176 случаям спонтанной регрессии рака (СРР) и сделали заключение, что СРР происходит в одном из 100 ООО случаев этого заболевания. Другие авторитетные лица считают, что эта цифра может быть выше - один случай из 80 ООО.

Если эта статистика верна, то СРР - явление, по меньшей мере, необычное. И если СРР действительно «солнце нашей надежды», то это солнце светит не слишком ярко.

Анализируя эти 176 случаев СРР, Эверсон и Коул обнаружили, что почти любое лечение иногда срабатывает. Регрессия рака происходила после разных исцеляющих мер - таких, как молитва о заступничестве, обращение к христианской науке, прикладывание пакетов с грязью, витаминная терапия и принудительное питание. Случаи

СРР отмечали даже после лечения мозга электрошоком и после комы, вызванной приемом инсулина. Исследователи сделали заключение, что так как почти любое лечение, казалось, срабатывало от случая к случаю, а не постоянно, то все эти меры в равной степени бесполезны и СРР - явление случайное, не контролируемое пациентом. Согласно этой точке зрения исчезновение рака у святого Перегрина не имело ничего общего с молитвой; оно произошло бы в любом случае по причинам, которые неясны и необъяснимы. Этот святой просто был одним из тех, кому повезло. В любом случае такие явления слишком редки, чтобы давать надежду людям, страдающим от рака, особенно если они не могут его контролировать.

Эта единичная точка зрения - хотя и очень популярная сегодня - касается одного из странных случаев в истории. До нашего столетия врачи и больные верили, что разум является основным фактором в появлении такой болезни, как рак. Это мнение изменилось совсем недавно. А разве есть что-нибудь в современных медицинских исследованиях, что могло бы оправдать возвращение к вере в «силу разума»? Вопрос о роли души при болезни раком очень сложен, и освещать его здесь - не наша цель. Предмет нашего обсуждения - молитва и ее роль в деле исцеления. Поэтому я приведу несколько примеров, подтверждающих, что она может быть важным фактором в ходе данной болезни.

В 1975 году профессор Юджиро Икеми вместе с коллегами из Медицинской школы университета в Фуку- оке, Япония, доложил о пяти случаях СРР. И хотя эти случаи имели место в Японии, это не говорит о том, что они особенные. Подобные случаи характерны для любой страны. Я выбрал именно эти примеры по особой причине. Случаи исцеления в стране, культура которой непохожа на нашу, могут осветить особенности в процессе регрессии, которые мы обычно не замечаем, - например, роль молитвенного состояния души.

Икеми и его коллеги выбрали эти случаи наугад, не придерживаясь строгих критериев. Это значит, что исследователи не старались «снимать вершки», собирая только те случаи, которые отвечали их ожиданиям и предвзятому мнению. Их отчеты точны с научной точки зрения и включают данные биопсии. Все вместе эти удивительные исцеления, кажется, противоречат самой идее, что СРР - явление случайное, произвольное и не зависит от мыслей, позиций и чувств пациентов. Они предполагают, что молитвенное состояние души и постоянное желание придать своей жизни особый духовный смысл глубоко воздействуют на процесс развития рака.

Чтобы случай подобного рода можно было рассматривать как пример спонтанной регрессии, он должен удовлетворять особым критериям, которых придерживаются исследователи раковых заболеваний. Но это не критерии, по которым определяется «исцеление» при обычном медицинском лечении, подразумевающее полное исчезновение рака. Рак, возможно, остается; просто он не причиняет вреда здоровью больного. Человек остается жить, а рак остается «в дураках».

Первый случай такого рода (еще четыре случая спонтанной регрессии описаны в Приложении 1) произошел с одним служителем храма, назовем его Н. Он родился в Японии на ферме в 1886 году. В 18-летнем возрасте Н. стал последователем религиозного учения Синто, а в 21 год был назначен учителем в местном храме. Впоследствии он продвинулся, стал лидером в своем приходе и посвятил этому занятию всю свою жизнь.

Во время Второй мировой войны учение Синто переживало кризис. В тот период у Н. прибавилось обязанностей. Дополнительно к работе в храме его попросили принять должность в одном бизнесе по управлению делами его городка. Будучи от природы человеком добросовестным и ответственным, Н. вскоре понял, что ему трудно справляться со всеми обязанностями.

В марте 1950, когда Н. было 64 года, он обратил внимание на внезапно появившуюся закупорку в носовой полости; этот нарост кровоточил, когда он занимался своей работой. Он обратился к специалистам из Медицинской школы при университете в Фукуоке, где было проведено обследование, и по результатам биопсии поставлен диагноз: рак правой верхней челюсти. В апреле опухоль была удалена.

Но на этом его проблемы, связанные со здоровьем, не закончились. В январе следующего года у него появилась охриплость и ощущение сухости в горле. Он думал, что подхватил простуду, но вскоре у него - опять-таки с помощью биопсии - обнаружили новое раковое образование с левой стороны голосовых связок.

Специалисты из медицинской школы порекомендовали радикальное хирургическое вмешательство - удаление гортани, включая и голосовые связки, но Н. отказался от операции. Он заявил, что предпочитает оставаться проповедником до тех пор, пока будет в состоянии говорить, нежели сделать операцию и лишиться голоса. «Такова Божья воля, и у меня нет жалоб к нему, - сказал он. - Что суждено, того не миновать».

Через 10 дней после «приговора» - рак - он отправился повидать президента своей религиозной организации. «Всегда помните: вы - бесценный клад для нашей общины», - сказал тот в конце их беседы. Эти слова произвели на Н. сильное впечатление, он почувствовал себя счастливым. Всю дорогу домой он плакал от избытка переполнявших его радостных чувств. И начиная с этого момента стала убывать его охриплость. А через четыре месяца он снова мог читать короткие проповеди в своей церкви. Еще через два месяца он мог уже говорить более получаса, и его голос стал звонким и ясным.

Следующие 13 лет Н. жил, не прибегая ни к какому медицинскому лечению. Повторное обследование не выявило опухоли в гортани. Этот человек умер в 78 лет по другой причине - от травмы спины, приведшей к общему разрушению организма.

Этот случай примечателен вот еще чем: услышав диагноз, Н. не выказал никаких признаков упадка духа, отчаяния, нежелания заниматься прежней деятельностью, страха смерти - всего того, что типично для многих больных раком. Он не стал молиться, прося Бога «изменить диагноз» и даровать ему исцеление. Он не «боролся» с раком в обычном смысле этого слова, как рекомендуют сегодня врачи и другие люди. Скорее, его позиция была такой: я беру на себя новое обязательство и благодарен Богу, всецело доверяясь ему - по принципу «Да будет воля Твоя», - каким бы ни был исход.

Случай с Н. раскрывает перед нами парадоксальное явление, характерное для всех примеров, отмеченных профессором Икеми: часто излечению предшествует молитвенная позиция разума и смиренное принятие всего, что посылается свыше, а не истовая, энергичная молитва об исцелении.

Работа Икеми указывает на то, что иногда рак отступает спонтанно, а не благодаря конкретной формуле, - наоборот, вопреки всем формулам. Термин «формула» происходит от латинского слова forma - «форма». Эти пациенты не следовали ни единой формуле для избавления от рака - они не приняли формулы других людей, включая особую манеру поведения, о которой слышали от других больных, и не делали попыток перенять их опыт борьбы с болезнью. Они лишь оставались самими собой, с уважением относясь к тому, что испытывали и что поднималось из их духовных глубин.

Не следовали они никакой «духовной формуле», чтобы избавиться от рака. Многие люди, когда начинают болеть, приобщаются к духовному образу жизни, имея скрытую цель: избавиться от болезни. Но примеры с японцами демонстрируют, что духовность - не средство, которое нужно применять во время болезни как лекарство. Прибегать к духовности, преследуя конкретную цель, - лицемерие. Формулы, ориентированные на выздоровление с помощью духовности, не достоверны, потому что требуют, чтобы человек искал духовности извне, вместо того, чтобы позволить ей появиться из глубины своей сущности.

Следовательно, случаи с больными раком японцами говорят о том, что регрессия может наступить, если человек остается самим собой. А чтобы это было естественно и искренне, человек должен отказаться от всяких формул и способов, программ, от скрытых желаний, включая и надежду, что рак исчезнет.

По общему признанию, это трудная задача и такой подход к болезни не популярен. Больные люди не хотят слушать советы такого рода. Они хотят предпринимать конкретные шаги, а не прислушиваться к голосу интуиции, мечтают найти надежную формулу, истребляющую болезнь. Возможно, трудность и непопулярность этих духовных «средств» - причина того, почему спонтанная регрессия рака-явление, встречающееся нечасто.

ВЫБИВАЕМ БОЛЕЗНИ: РАЗВЕ ЭТО ФОРМУЛА?

Это нельзя выразить жестами, нельзя облечь в слова, нельзя подчинить законам; каждый человек совершенно свободен и имеет собственный, особый путь к освобождению... Не существует такой формы указаний, не существует такого Спасителя, чтобы открыть вам этот путь. И не существует такого пути, который можно открыть.

Никое Казанзакис, «Спасители Божьи» («The Saviors of God»)

Но есть такие люди, в разуме которых Бог смешивается с витаминами.

Мэнли П. Холл

А если бы человек, больной раком, старался бы повторить то, что описано в предыдущем примере? И если бы умышленно принимал позицию молитвенной созерцательности, благодарности и примирения с болезнью; подавлял страх и депрессию; чувствовал, что весь строй его мыслей и направленность жизни переменились, наладились межличностные отношения? Рак оставил бы его? Можем мы вывести общую формулу из случаев спонтанной регрессии рака для каждого больного?

Многие врачи в Европе или Америке, работающие в этой области, считают, что должен быть общий метод для всех раковых больных, - о, если бы только мы могли его открыть! Вот что сказал врач и писатель Льюис Томас:

В анналах медицины есть редкий, но буквально захватывающий дух феномен спонтанной ремиссии у раковых больных... некая чарующая тайна, но в то же время серьезное основание для надежды в будущем: если несколько сотен пациентов преуспели в этом деле, справившись самостоятельно с огромным числом злокачественных клеток, то, может быть, медицина найдет такую же чудесную формулу, которую сейчас невозможно и представить.

Калифорнийский врач и писательница Рейчел Наоми Ремен, работа которой с больными и умирающими пациентами широко известна в стране, считает, что такой формулы сегодня не существует:

Я опросила 15 или 20 коллег в клинике на предмет, могут ли они назвать какие-нибудь позитивные эмоции у своих пациентов, напрямую воздействующие на процесс исцеления. Да, все лечащие врачи и психологи отмечают, что одни эмоции оказывают более позитивное воздействие, чем другие, но никто, включая и онкологов, не мог ясно указать определенную связь между эмоциями и выживанием. Всем им доводилось вести работу с любящими, бодрыми людьми - которые умерли; с пессимистами, которые остались жить; с озлобленными людьми, которые никогда не болели; и с людьми, относившимися ко всему со здоровым юмором, которые не смогли исцелить себя. И тем не менее все врачи говорили, что эмоции действительно влияют на исцеление. Итак, перед нами все еще нераскрытая тайна. Возможно, нужны более чувствительные инструменты для изучения эмоциональных и психологических состояний. Точность эмоциональной оценки следовало бы приравнять к нашим утонченным знаниям иммунологии, а мы еще до этого не доросли.

Наш век буквально наводнен литературой с формулами по самопомощи, от которых ум за разум заходит.

Бульварные газеты и ток-шоу усиленно навязывают свой товар с шестидневными программами по сбрасыванию избыточного веса, по повышению сексуальной потенции или исцелению от рака. Быстрая смена всего этого вздора действует гипнотически. Но во всех этих случаях выявляется одна тенденция: нужно следовать мудрости чего-то или кого-то, находящегося вне нас самих. Мысль, что мы могли бы пренебречь советами всех этих новоявленных экспертов и консультантов и сосредоточиться на своих внутренних скрытых ресурсах исцеления, большинству людей не приходит в голову, как и мысль, что если даже рак и не исчезнет, то и это тоже можно принять и «одобрить».

Это противоречит совету, предлагаемому многими «авторитетами» нашего времени в проблемах здоровья, которые без конца говорят и пишут об удивительных результатах, которых можно ожидать, если будут приняты определенные решительные меры по преобразованию личности человека, его взаимоотношений, целей, привычного образа мышления, философии и ориентации на жизнь в целом. Под этим советом подразумевается, что рак (или другая болезнь) возникает из-за неправильного образа жизни. Вот если бы больной человек мог каким- то образом собраться с духом и честно признать свои недостатки, то произошло бы чудо. Конечно, эти авторитеты признают, что любовь, прощение и открытость души- решающие элементы в этой радикальной психологической и физической трансформации. Некоторые гуру советуют калейдоскопическое разнообразие других средств: диету, физические упражнения, медитацию, витамины, лекарственные травы, массаж, смехотерапию, позитивное мышление - этот перечень бесконечен.

Этот метод психолог Джеймс Хиллман называет «волшебным дождиком», и он практически не отличается от сумасбродной мысли, что, как только волшебник произнесет заклинание, сразу же пойдет дождь. Если перевести это на язык современных экспертов в области здоровья, то это прозвучало бы так: «Если я выпрямлюсь и буду всегда поддерживать правильную осанку, моя болезнь исчезнет».

Вот одна из причин, почему эта, отрицающая Божественные Истины, формула выдержала испытание временем: нет и не может быть доказательств, что она неправильна, пока люди ориентируются лишь на опыт отдельных больных. Выходит так: если исцеления не происходит, то это свидетельствует не о том, что была неправильной формула, а о том, что человек недостаточно старался или «не хотел» излечиться. То, что не происходит исцеления, объясняется не как неправильный совет, а как нежелание больного ему следовать. Некоторые люди придерживаются этих методов и излечиваются. Действительно, иногда может сработать все что угодно. Но когда эти методы подвергаются систематическому исследованию, их эффективность часто не подтверждается. Одно исследование показало, что группе больных раком, которые следовали строгой формуле самотрансформации, не стало лучше, чем группе «контрольных» больных, которые проходили обычное лечение, - это как раз та сторона медали, которую редко рассматривают советчики по самопомощи.

До сих пор еще ни один человек не смог доказать, что рак или любое другое заболевание исчезнет, если прибегнуть к молитве, медитации или другому методу психологического или духовного характера. Майкл Лернер, доктор философии, президент и основатель Программы оказания помощи больным раком в Калифорнии, которая посвящена исследованию здоровья человека и экологии, 10 лет исследовал альтернативные методы лечения рака. Он пришел к заключению, что, несмотря на наличие массы неправдоподобных свидетельств в пользу того, что многие виды нетрадиционного лечения улучшают состояние здоровья, он не обнаружил случаев излечения от рака с помощью этих методов и нашел не много фактов, свидетельствующих, что такие методы продлевают жизнь дольше, чем традиционное лечение.

Но несметное число людей, которые молятся о том, чтобы болезнь прошла, были бы совершенно сбиты с толку и ошеломлены, если бы так действительно случилось. Как сказала Сьюзен Эртц: «Миллионы из тех, кто жаждет бессмертия, не знают, куда себя девать в дождливый воскресный полдень». Что, черт возьми, произошло? Откуда пришло исцеление? Почему это случилось? Что означает это исцеление? Что мне делать с моей жизнью теперь, когда болезнь прошла?

Даже если молитва или попытки самотрансформации терпят неудачу в ходе болезни, есть некий смысл в надежде на исцеление. Под словом «исцеление» я имею в виду не физическое исчезновение рака, болезни сердца, не нормализацию высокого кровяного давления или излечение от паралича, а нечто более удивительное - осознание, что физическая болезнь, независимо от того, какую она причиняет боль и как мешает жить, на каком-то уровне имеет второстепенное значение в общей схеме нашего существования. Это осознание того, что подлинное, высшее «я» человека непроницаемо для разрушительного действия любого физического нездоровья. Когда это осознание пробуждается, болезнь может приостановиться или полностью исчезнуть по причинам, нам непонятным. Когда такое случается, мы воспринимаем это как дар Божий, как благословение и благодать - но опять-таки, это второстепенно. Подлинным исцелением является осознание, что на самом важном уровне все мы «неприкосновенны» - выше разрушительного действия болезни и смерти.

Мы начинаем наше путешествие в направлении постижения молитвы и исцеления путем ознакомления с великими тайнами, которые нельзя открыть с помощью формул и понять благодаря лишь строгой логике. С уважением относясь к великому неизвестному, более пристально посмотрим, как молитва проявляется в нашей жизни.