Главная Введение Что такое молитва Святые и грешники, здоровье и болезнь Сила молитвенного процесса Граница для разума: где место молитвы? Проявление нелокальности в медицине Молитва и подсознание Молитва-сон Куда идут молитвы Как молиться и о чем молиться? Любовь и исцеление Молитва со смещением во времени Вера врача, и почему она так важна Что значит «черная молитва»? Бог в лаборатории Молитва и исцеление: анализ исследования Что такое исцеление? Послесловие Спонтанная регрессия рака | Куда идут молитвы?Бог - это сфера, центр которой везде, а окружность - безгранична. Гермес Трисмегист3 Одно из общих убеждений о молитве: она всегда «посылается» тому, кто нуждается в помощи, или Всемогущему, Который осуществляет желаемое. И кажется, это имеет смысл: мы находимся здесь; тот, кто нуждается в помощи, - где-то там; и молитва должна преодолеть разделяющее нас расстояние и «пройти через» другого человека. Таким образом, молитва чем-то схожа с радио, телевидением и телефонными звонками - со всеми этими формами энергии, которые передаются через огромные расстояния. Мы олицетворяем эти образы, когда произносим слова «Я помолюсь за тебя и пошлю тебе свою энергию!». Ни в одном эксперименте относительно молитвы не было обнаружено свидетельств того, что «посылается» нечто определенное, что в этот npoifecc вовлечена какая-то энергия. Если молитва - обычная форма энергии, то должна ослабевать с увеличением расстояния, а этого не происходит. Если бы это была энергия, то от ее воздействия можно было бы защититься, но, как подтверждают многочисленные эксперименты, это невозможно. Выдвигаются серьезные предположения, что молитва не включает ни одну из известных форм энергии или сигналов; что она не «путешествует» отсюда- туда, и вообще никуда не «идет». А если молитва никуда не идет, значит, она может быть всюду, обволакивая того, кто ее посылает, того, кому ее посылают, и Всемогущего - всех сразу. У физиков есть термин для описания состояния, в котором информация не посылается, а находится повсюду сразу: нелокальное состояние. И хотя такое состояние, возможно, смахивает на вымысел, свойственный научной фантастике, реальность его существования в современной физике - самой точной науке - была доказана экспериментально. Все это основано на идее, которую в физике называют теоремой Белла, высказанной в 1964 году ирландским физиком Джоном Стюартом Беллом и подкрепленной экспериментами. Белл показал, что если объекты, находящиеся на расстоянии друг от друга, однажды уже имели контакт, то впоследствии изменение в одном вызывает немедленное изменение и в другом - независимо от того, насколько далеко они находятся друг от друга, даже если бы находились на противоположных концах Вселенной. Важно понять, что нелокальность - не теоретическая идея в физике - она опирается на реальные экспериментальные данные. Некоторые физики считают, что нелокальность касается не только электронов и других элементарных частиц, но и знакомого нам мира вещей («кошек и ванн», выражаясь словами физика Ника Герберта). Все больше физиков считают, что нелокальность может касаться даже разума. Герберт в своей работе «Квантовая реальность» («Quantum Reality») пишет: «Теорема Белла требует признать, что наш разум подчиняется тем же законам, что и элементарные частицы; он тоже нелокален и мгновенно связывается со всем, с чем прежде соприкасался». В своей книге «Выздоровление души» («Recovering the Soul») я обсуждал свидетельства, полученные из многочисленных и разнообразных источников, включая эксперименты, позволяющие предполагать, что сознание нелокально. Эта картина в корне отличается от мнения современной биологии и медицины, считающих, что разум ограничен мозгом и настоящим временем, и что он погибает, когда умирает тело. Но это не может быть истиной, потому что есть вещи, которые «разум» может делать, а «мозг» нет. Теория нелокальности предполагает, что разум не может быть ограничен точками в пространстве (мозгом или телом) или во времени (настоящим моментом), но бесконечен в пространстве и во времени. Таким образом, разум вездесущ, вечен и бессмертен. Если человеческий разум действительно нелокален, то это значит, что разум одного человека не может быть «обнесен китайской стеной» и отделен от разума другого человека (или других людей): на определенном уровне они представляют единое целое. Многим людям эта идея по душе. Они приходят к заключению, что если разум является нелокальным и единым во Вселенной, то люди могут мгновенно устанавливать связь друг с другом на расстоянии. Некоторые авторы поторопились сделать из этого вывод, что таким образом физика «подтверждает» существование молитвы, телепатии и других видов взаимосвязи, включая общение на расстоянии; и, возможно, допускает двухстороннюю связь между человеческим разумом и Богом. Но когда дело касается нелокальности, у Вселенной в рукаве спрятан сюрприз: в нелокальном мире кажется невозможным, чтобы ранее продуманное сообщение могло быть послано от одного существа к другому. В сущности, человек не может знать, к каким изменениям приводит эта мгновенно устанавливающаяся связь между существами на расстоянии в тот момент, когда ото происходит. Мы можем узнать об этом лишь в ретроспективе\ прочитав запись или какого-либо рода измерение о том, что произошло. Таким образом, физик Герберт делает вывод, что «трудно увидеть, как мы могли бы использовать такие нелокальные связи. С другой стороны, возможно, эти связи вообще не являются чем-то, к чему подходит слово "использовать"». Это может показаться мучительно парадоксальным, особенно нам, американцам, известным всему миру агрессивным, грубым, нахрапистым, «ковбойским» подходом к жизни. Наша прагматичная мысль тотчас же хватается за один жизненно важный вопрос о нелокальных, унитарных связях, описываемых современными физиками: что нам с ними делать? Какую выгоду извлечь? Если молитва является нелокальной, как кажется в большинстве случаев, то не значит ли это, что она не может быть «использована»? Большинство людей, которые молятся, убеждены, что молитву можно использовать целенаправленно; суть молитвы-мольбы и молитвы о заступничестве состоит в намеренном использовании ее либо в своих интересах, либо на благо кого-то другого. Когда мы молимся о конкретном результате - чтобы исчезла раковая опухоль, прошел сердечный приступ и т. д., - и это происходит, то оказывается, что мы использовали молитву с определенной, конкретной целью. Но на деле, чтобы молитва оказала свое действие, не требуется «использовать» ее конкретным образом, и не всегда нужно посылать Высшим Силам конкретные послания. Короткая, неопределенная мольба, в которой используются фразы «Да будет воля Твоя» или «Пусть случится наилучшее в этих конкретных обстоятельствах» (методы, которые мы будем проверять при обсуждении экспериментов в главе 5), не включает «использование» молитвы для конкретных результатов, не включает она и посылку сложных сообщений. Она похожа на приглашение к действию молитвы, к ее проявлению или указанию. И, несмотря на это, она тоже влияет. Если смотреть с этой точки зрения, то, возможно, неконкретные стратегии молитвы способны обойти тот запрет, который наложили физики на передачу информации нелокальным путем. Парасоматические реакции (обсуждавшиеся в главе 2) показывают, как мы можем взаимодействовать друг с другом на более глубинном уровне, не посылая информации. Они представляют собой сверхъестественную аналогию тех явлений нелокальности в мире элементарных частиц, которые изучали физики: как только эти частицы начинают взаимодействовать, тут же изменение в одних частицах влечет за собой изменение в других, независимо от того, насколько далеко они друг от друга находятся. Так же и телесоматические контакты устанавливаются между «организмами», которые «уже взаимодействовали» в прошлом: между родителями и детьми, братьями и сестрами по крови, близнецами, супругами или влюбленными, то есть людьми, между которыми существует сильная эмоциональная связь. «Взаимосвязь», которая имеет место между людьми, на расстоянии, как правило, выражается в форме одинаковых телесных ощущений, мыслей или реальных физических изменений в организме. Например, мать, которая почувствовала боль от ожога, когда ее дочь, находясь на большом расстоянии от нее, в колледже, обожгла руку во время опытов по химии; или мать, которая вдруг испытала удушье, когда ее ребенок где-то вдали от нее упал в плавательный бассейн.и тонул. Но во всех этих случаях ни один из субъектов не пытается послать какое-либо сообщение или информацию другому субъекту; они не пытаются «использовать» свою взаимосвязь. Ни один из них не знает в тот момент, что между ними установился контакт. И лишь позднее, когда они сравнивают свои ощущения, они понимают, что произошло. И как и в экспериментах физиков, их взаимосвязь удается определить только в ретроспективе. Так что параллели между тем, что наблюдают физики во время своих экспериментов с нелокальностью, и тем, что испытывают люди в парасоматических случаях, чрезвычайно близки. Спонтанный, незапланированный характер парасоматических реакций как бы указывает на Закон Обратной Связи, как однажды определил его Олдос Хаксли. Чем больше мы стараемся подталкивать и контролировать эти случаи, тем больше они от нас ускользают. Похоже, секрет состоит не в том, чтобы пытаться что-то делать или не делать, а в том, чтобы просто дать возможность Вселенной проявить соматически ее собственную мудрость. Так какой же урок можно извлечь из наших предположений о нелокальности и телесоматичности молитвы? Существует ли Закон Обратной Связи? Соединяемся ли мы на более глубоком уровне, в молитве, с другими душами в тот момент, когда перестаем стараться «заставить это произойти»; и не будет ли молитва срабатывать наилучшим образом, когда мы будем меньше думать о том, сработает она или нет? Возможно, именно это имеют в виду люди, когда советуют: «Оставьте свои потуги и положитесь на волю Божью». Многие люди понимают, что их молитва уже сама по себе содержит потенциальный результат - ответ, но его нельзя получить по собственному желанию. Когда-то один методистский священник сказал: «Когда я молюсь, происходят "несчастные случаи"». Некоторые религиозные деятели не только придавали особое значение идее, что «не следует указывать Вселенной, что нужно делать», но и открыто предостерегали против привнесения в молитву любых осознанных желаний. Монах-бенедиктинец, брат Давид Стейндл-Раст, ратовал именно за этот подход - исключить из молитвы осознанную цель и желание. «Пока вы осознаете, что молитесь, - говорил он, - вы молитесь неправильно». А монах-траппист, отец Томас Китинг, выразил ту же мысль так: «Молчание - вот язык, на котором говорит Бог. А все остальное - лишь плохой перевод». Мейстер Экхарт отмечал еще в XIII веке: «Ничто из всего сотворенного не подобно Богу так, как тишина». Некоторым людям не нравится этот подход к молитве, так сказать, «без подготовки». Он кажется пассивным. Но если ответы на молитву приходят свободно и непрошено, когда мы меньше всего об этом думаем, - когда мы молимся в молчании, о чем говорит отец Китинг, или бессознательно, как предлагает брат Стейндл- Раст, -то в этом можно увидеть истинную суть Вселенной, благожелательно настроенной к нам, - а ведь это так прекрасно! Мы должны быть благодарны за это. Вместо того чтобы жаловаться на то, что эта форма молитвы слишком пассивна и потому не подходит нам, следовало бы благодарить за то, что нам не нужно овладевать никакой мудростью вселенского масштаба; необходимая информация уже есть и не зависит от нас. В резюме приводятся аналогии между теорией квантовой нелокальности, которой занимаются физики, и такими подходами к молитве, которые выражены в словах «Да будет воля Твоя», «Да воздастся тебе» и присутствуют во многих духовных традициях. Вот они:
|