Главная
Введение
Что такое молитва
Святые и грешники, здоровье и болезнь
Сила молитвенного процесса
Граница для разума: где место молитвы?
Проявление нелокальности в медицине
Молитва и подсознание
Молитва-сон
Куда идут молитвы
Как молиться и о чем молиться?
Любовь и исцеление
Молитва со смещением во времени
Вера врача, и почему она так важна
Что значит «черная молитва»?
Бог в лаборатории
Молитва и исцеление: анализ исследования
Что такое исцеление?
Послесловие
Спонтанная регрессия рака

Молитва-сон

Непрестанно молитесь.

1-е послание к Фессалоникийцам, 5:17

Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать.

Евангелие от Луки, 18:1

А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.

Деяния Святых Апостолов, 6:4

...Будьте... в молитве постоянны.

Послание к Римлянам, 12:12

Подсознание усложняет молитву. Как мы уже видели, оно работает в направлении здоровья путями, которые препятствуют желаниям сознательного разума. Если будем молиться только о том, что желательно для сознания - чтобы было меньше боли, страха и беспокойства, - то, возможно, начнем подавлять желание подсознания и подрывать его исцеляющее действие. Поэтому, когда мы молимся, следует всегда учитывать и желания нашего подсознания. Но если они подсознательны, как узнать о них? Вот один из способов - обращать внимание на сны.

В детстве для меня одним из самых непонятных советов, какие я когда-либо слышал и который суровым голосом внушал с амвона священник, было увещевание .«непрестанно молиться». Я уже был большим мальчиком, чтобы понимать, что «непрестанно» значит «безостановочно», и каждый вечер старался исполнять эту библейскую рекомендацию. Лежа в постели и силясь побороть дремоту, я стойко переносил это испытание: снова и снова повторяя про себя молитвы. Но как бы я ни старался, я просто неспособен был непрестанно молиться. Я всегда уступал в этой борьбе со сном, а наутро возобновлял свои моления.

Я был чрезвычайно озадачен этим: как может человек безостановочно молиться? И придумал себе объяснение: должно быть, люди молятся и во сне. И не переставал задумываться: возможно ли такое - молиться, когда спишь? Такая возможность казалась мне привлекательной, поскольку этот процесс не был таким утомительным, как молитва в состоянии бодрствования.

Конечно, я не имел представления о том, что в разные эпохи на Земле жили люди, которые действительно верили в то, что «молитва во сне» возможна. Ричард Дж. Фос- тер в своей книге «Молитва: как найти истинный дом для сердца» («Prayer: Finding the Heart's True Home») указывает на то, что Исаак Сирин* верил, что человек может «молиться непрестанно» даже во сне:

Если Дух вошел в человека, чтобы пребывать в нем, этот человек уже не может перестать молиться; потому что в нем безостановочно молится Дух. И неважно, спит он или бодрствует, молитва все время звучит в его сердце. Он может есть или пить, может отдыхать или работать - молитвенный фимиам будет самопроизвольно изливаться из его сердца. Малейшее волнение сердца подобно голосу, который поет в тишине и втайне песнь Невидимому.

Тот, кто достиг этого состояния, может вслух молиться не так уж часто, потому что он уже стал «человеком молящимся» - постоянно охваченным молитвой, в буквальном смысле слова. Состояние молитвы пропитало

Исаак Сирин - древний византийский святой и проповедник. - Прим. перев.

не только его сознательный разум, но и подсознание, включая сон и сновидения. Фостер утверждает, что этому описанию соответствовал святой Франциск. Он «казался не столько молящимся человеком, сколько самой молитвой, которая обрела человеческий облик».

Сегодня мы воспринимаем молитву как нечто относящееся исключительно к состоянию бодрствующего рационального разума. Это нечто, по нашему мнению, делается сознательно путем произнесения неких определенных слов. Мысль, что молитва может быть «вне поля зрения, вне сферы разума», в глубинах подсознания, даже во время сна, кажется нам абсурдной. А вероятность того, что наше подсознание может знать лучше, чем сознательный разум, как следует молиться, не приходит нам в голову. Но почему бы молитве не быть час- тыо того, что есть в нашем подсознании? Ведь tiauie подсознание охватывает громадную часть нашей ментальной жизни. Если молитва так нужна нам, так желанна, то не значит ли это, что к молитвенному процессу должны быть подключены практически все силы нашей души?

Один из основных принципов психоанализа по системе Юнга состоит в том, что в душе каждого человека есть внутреннее побуждение к единству со всем миром. Это «побуждение к единству» - важнейшее духовное начало всего человечества. Оно лежит в основе всех великих религиозных традиций - потребность человека возвратиться или каким-то образом вновь соединиться с Абсолютом, Богом, Богиней, Дао, Брахмой, Аллахом, Всевышним и в конечном счете мистически постичь Бесконечное. Это стремление к целостности лежит на самом глубинном уровне в основе молитвы и желания молиться - когда человека влечет к чему-то более высокому, более великому, более глубокому. Это чувство в наиболее высокоразвитой форме мистики выражают как Божественный Союз или слияние с Абсолютом.

Юнг утверждал, что нечто подобное происходит и в подсознании во время сна и сновидений. Всю свою жизнь он собирал и анализировал тысячи случаев, когда изначальное побуждение к целостности проявлялось в постоянно повторяющихся «сюжетах» сновидений - образах мандалы, природных символах и не выразимых словами ощущениях, которые иногда полностью изменяют разум человека, так что, проснувшись, он вдруг осознает, что полностью преобразился.

Если стремление к единству, единению и целостности лежит в сердце молитвы, и если это побуждение постоянно прорывается в сновидениях, когда на сцену выходит подсознание, то мы должны серьезно рассмотреть вопрос, насколько тесно связаны молитва и сновидение и не молимся ли мы подсознательно каждую ночь, в каждом сне.

«Молитва во сне» может быть нашей самой эффективной молитвой, потому что она происходит, когда сняты все запреты и устранены отвлекающие факторы и наше эго на несколько часов теряет контроль над нами. Во время сна и сновидений подсознание «обретает свободу» и беспрепятственно проявляет свое природное, прирожденное свойство - близость с Божеством.

СНОВИДЕНИЯ О ЕДИНСТВЕ С АБСОЛЮТОМ

В одной из самых лучших книг на тему явственных снов (снов, когда спящий человек осознает, что он видит сон), которая называется «Контролируйте свои сновидения» («Control Your Dreams»), Джун Гекенбах и Джейн Босвелд описывают сны, в которых спящий человек испытывает мистическое идеальное состояние единства с Божеством. Психотерапевт Кеннет Келцер однажды увидел сон, который он назвал «даром волхвов». В этом сне он был одним из трех волхвов, ищущих младенца Иисуса, чтобы выразить Ему свое поклонение. Когда он и его спутники шли по дороге, вспоминает он, «я почувствовал, что вошел в состояние глубокой медитации, и вдруг понял, что именно благодаря этому состоянию я обрел способность видеть путеводную Звезду Волхвов - потому что настроился с ней на одну тональность. Без этой восхитительной тонкой внутренней настроенности сознания я не увидел бы даже звезды, а не то что узнал бы, что родился Христос, и уж тем более не нашел бы Его». Когда Келцер достиг наконец того места, где находился младенец Христос, он испытал такой взрыв чувств, что зарыдал, его буквально захлестнули эмоции, вызванные осознанием важности этого путешествия и поисков младенца. При виде Божественного младенца он упал на колени, «пребывая в состоянии невероятного восторга от ослепительного, необыкновенного света, исходившего от Его тела и особенно от Его любящих глаз, которые просто смотрели на меня, так спокойно, уверенно... У меня было такое чувство, что я могу стоять здесь на коленях вечно». Воздействие этого сна было таким сильным, что прошли годы, а Келцер по- прежнему испытывал чувство невероятного вдохновения всякий раз, когда вспоминал свой сон.

Гекенбах и Босвелд приводят также сон Дерила Ге- витта, мечтателя и фантазера, который испытывал в своих снах переживания духовного характера. Будучи в период бодрствования человеком, склонным к созерцанию и размышлениям, он стал намеренно позволять себе медитировать во время своих явственных сновидений, следуя страстному желанию «проникнуть в некие более глубокие тайны и смысл бытия». В одном из таких снов он начинает летать. Желая понять все как можно глубже, он при этом начал молиться, произнося такие слова: «О наивысший Отец мой и Мать, помоги мне все это постичь». И вскоре после этого Гевитт начал испытывать...

...мощные вспышки невероятной ясности-они казались проблесками более высокой реальности, но в каком-то смысле глубоко личной и уже хорошо мне знакомой. Одна из таких вспышек сопровождалась видением какого-то отдаленного образа, какого-то восточного духовного наставника, которым я восхищался. У меня возникло чувство убежденности, что эти проблески - действительно моменты просветления, видение более высокой реальности. И я могу со всей откровенностью сказать, что это одно из самых сильных в моей жизни переживаний духовного характера.

В явственных сновидениях человек осознает, что он спит, и может намеренно использовать некие «стратегии», чтобы повлиять на содержание сна. Ну а если бы человек захотел увидеть сны, в которых почувствовал бы свое единство с Абсолютом, какую тактику он мог бы использовать? В Калифорнийском институте интегральных исследований Фариба Богзаран проводила такой эксперимент: попросила группу из 76 добровольцев, которые видели явственные сны, в такие моменты «поискать контакта с наивысшей силой». Эти люди выражали свои стремления по-разному. И в этом плане их можно было разделить на две категории. Одна группа использовала прямой, конкретный подход. Они говорили: «Я хочу найти Бога». Желание представителей другой группы не было выражено столь прямолинейно, они не просили о каком-то конкретном результате и выражали это примерно так: «Позволь мне испытать чувство Божественного». Богзаран сделала заключение, что сновидения у людей с более пассивной установкой, «похоже, были более проникновенными», более сильными и оказывали на них более духовное влияние. Как выразился один человек из этой группы, «я почувствовал возрождающееся во мне чувство благоговения... преклонения перед величием Вселенной».

Сны о единстве с Божественным началом могут прорываться из подсознания самопроизвольно, «без всякого предупреждения», но их появление можно подтолкнуть и намеренно. Это та область, где сознательное намерение - такое как молитва в состоянии бодрствования и медитация - может согласовываться во времени с нашими подсознательными процессами, производя невероятно обогащающие душу переживания. Гекенбах и Бос- велд объясняли это так:

Чтобы увидеть мистический сон... желание человека должно представлять собой хорошо сформированный в его разуме идеал. Без какой-ли- бо идеи, которая служила бы образцом, данному переживанию будет не хватать направления и оно, возможно, будет запутанным или даже вредным... Подготовка и настроенность... направляют разум к новым формам самосознания, включая и явственные сновидения.

СНОВИДЕНИЯ И ИСЦЕЛЕНИЕ

Одна из наиболее общих форм молитвы - молитва об исцелении. Если молитва и сновидения взаимосвязаны, то встает вопрос: могут ли сновидения исцелять?

Психолог Сандра Ингерман была первой, кто открыл новую форму лечения, которую она назвала «вечное путешествие шамана». В своей книге «Добро пожаловать домой: жизнь после исцеления» («Welcome Home: Life After Healing») она описывает, как молитва и сновидения могут соединиться для осуществления лечения, когда традиционные методы не оказали позитивного дейстия. На протяжении ряда лет Сандра терпеливо переносила боль из-за серьезного заболевания, которое специалисты-медики объявили неподдающимся лечению. Вот каким был их единственный совет: она должна привыкнуть жить с этой болью. В отчаянии, пытаясь найти решение, Ингерман каждый вечер перед тем, как лечь спать, молилась о том, чтобы ей была послана помощь во сне. Несколько месяцев прошло без изменений. Но вот однажды ей приснилось, что она у себя дома, и вдруг возле ее кровати появился молодой индеец и сказал, что он всегда жил здесь, только она не знает об этом. На нем были синие джинсы и синяя рабочая рубашка, а в руке он держал трещотку, сделанную из необычайной полупрозрачной синей кожи. Он указал на то место в ее теле, где она испытывала боль, и, сказав, что ее проблема именно там, потряс трещоткой над этой болезненной областью. И в тот же момент Сандра почувствовала, что боль покинула ее тело, и даже во сне она осознавала, что произошло исцеление. Когда Ингерман проснулась, стало ясно, что боль действительно исчезла. С тех пор прошло десять лет - и боль ни разу больше не возвращалась. С того дня Ингерман постоянно обращалась к своим снам, прося о помощи в решении проблем как эмоционального, так и физического характера. И хотя сновидения, приносящие исцеление, не всегда приходят при первой попытке, они в конце концов приходят, если продолжаешь просить. Кроме того, она использует молитвы и сны для лечения своих клиентов и часто молится о том, чтобы им было послано сновидение об исцелении, но никогда не делает этого без их согласия.

Джозеф, профессиональный писатель из Сан-Франциско, описывает исцеляющий сон, в котором фигурировала его пишущая машинка. Она была в неисправном состоянии, и Джозеф договорился с мастером по ремонту, что тот придет на следующий день, чтобы ее починить. В ту ночь мастер по ремонту машинок явился Джозефу во сне; сказал, что болен и не сможет прийти, дал инструкции, как Джозефу произвести починку самостоятельно. Проснувшись поутру, Джозеф узнал, что мастер по ремонту машинок действительно заболел. Но так как в его памяти все еще были свежи указания мастера, Джозеф подошел к пишущей машинке, открыл ее, тут же нашел неисправность - какой он видел ее во сне - и успешно ее устранил.

В своей книге «Образность в исцелении» («Imagery in Healing») Жанна Ахтерберг описывает, как в Древней Греции больные люди совершали паломничество к какому- нибудь храму, чтобы исцелиться. Там они подвергались ритуальному очищению и всю ночь находились в храме в надежде получить исцеление во время сна. Этот метод исцеления - «ночной дар Бога живого», как назвали его Гекенбах и Босвелд, - позднее использовали и римляне.

Мы уже рассмотрели один исцеляющий сон - всем известный случай со святым Перегрином, у которого благодаря молитве и последовавшему затем сновидению за одну ночь исчезла раковая опухоль. Но сны об исцелении были лекарством не только в древности, они помогают и в наше время. Например, во время одного напряженного матча, будучи сильно разгоряченным, Дэвид Пэк из Ноксвилла, штат Теннесси, получил серьезную травму руки. Несмотря на интенсивное медицинское лечение в течение шести месяцев, боль не проходила и была настолько сильной, что он утратил способность двигать рукой и был вынужден оставить спортивный бизнес. Пэк был в отчаянии. Однажды вечером, перед тем как погрузиться в сон, он внушил себе, что его рука будет исцелена. «В полусонном состоянии я призывал какого-то человека, и тот стал крутить, вертеть и щупать мой локоть, который болел, - рассказывал он. - Я спросил этого человека, что он делает, и он ответил: "Ты получил два исцеления"». Пробудившись, Пэк почувствовал в правой руке легкое покалывание, как это бывает, когда отходит заморозка. А когда покалывание прекратилось, прекратилась и боль, и рука стала «как новенькая». Ну а что же подразумевалось под вторым исцелением, упомянутым «целителем из сновидения»? Спустя пару дней у Пэка на спине прорвалась киста - проблема, которая беспокоила его более 10 лет, - наконец-то избавив его от хронической боли.

ВЛИЯНИЕ ВАШЕГО ПОДСОЗНАНИЯ

НА ДРУГИХ ЛЮДЕЙ

Сны о единстве, целостности и исцелении могут изменить наше тело, сделав его здоровым, но могут ли они воздействовать на тело другого человека? Можем ли мы успешно молиться во сне за другого? Может ли наше подсознание нелокально «достичь» и оказать воздействие на человека, находящегося на расстоянии от нас, который, возможно, не знает, что мы пытаемся это сделать?

Некоторые из ранних исследований роли подсознания и передачи информации от одного человека другому проводились в Советском Союзе в первой половине XX столетия. Особенно интересна работа, которая была проведена в 1920 году Комиссией по исследованию ментального внушения, основанной В. М. Бехтеревым. В первой серии экспериментов испытуемый старался передать визуальные образы другому человеку, находившемуся за запертой дверью в соседней комнате. Между ними не было никакого контакта - ни физического, ни сенсорного. Перед началом эксперимента тот, который посылал информацию, выбрал три предмета, не схожих друг с другом ни формой, ни цветом, ни составом материи, ни с точки зрения их полезности. Когда начался эксперимент, этот человек должен был смотреть на один из трех предметов, детально его изучая, стараясь всецелскюсре- доточиться на нем, ограждая свой разум от посторонних ассоциаций и мыслей. Визуальная образность, входившая в разум того человека, который принимал информацию, не имела заметного сходства с выбранным предметом, но состояла из отдельных деталей, частей или символов этого предмета. Например, если посылающий сосредоточивался на лицевой стороне карманных часов, то принимающий воспринимал это как «круг, металлическое кольцо, мысль о цифрах, образ открытого компаса, ручки часов, работающий механизм» и т. д. Так же и образное восприятие стекла передавалось как вытянутая в длину водная или ледяная поверхность. В одном эксперименте посылающий информацию выбрал ослепительно блестящий кусок стекла в форме пирамидального многогранника. Принимающий же увидел «отражения в воде - голову сахара - снежную вершину - айсберг - ледяное поле на Севере, освещенное солнцем, - разлетающиеся во все стороны лучи».

В другой серии экспериментов посылающий информацию рисовал ножницы. Реакция принимающего была такой: «Я влезаю во что-то - в униформу с пуговицами и кепкой - галстук изогнут». Вопрос к принимающему: «Что это за галстук, о котором вы говорите?» Ответ: «Ваш галстук» (завязанный на манер «бабочки»). И принимающий информацию тут же добавил: «А теперь о ножницах...» Вопрос к принимающему: «Как слово "ножницы" пришло вам в голову?» Ответ: «Я поймал себя на том, что мысленно произношу слово "ножницы"... оно просто пришло мне в голову».

После проверки массы такого материала комиссия сделала заключение, что «восприятие ментально передаваемых образов всегда входит в подсознание воспринимающего (принимающего информацию) в форме скрытых... (ненаблюдаемых) процессов; вторичный, отраженный процесс появляется в его сознательном разуме». В результате воспринимаемый образ получается более или менее искаженным.

Члены комиссии пришли к выводу, что подсознательные процессы воздействуют не только на то, что воспринимает принимающий, но и на процесс посылки.

Чаще это не было действительным образом, который передавался, а другими образами, которые имели ту или иную случайную с ним связь... Часто успех передачи не зависит от воли посылающего информацию. Человек может быть полон страстного желания передать другому человеку, способному воспринимать, и, тем не менее, это может не иметь эффекта. Наоборот, часто случается так, что передаются детали и ассоциативные образы, на которые посылающий не обращал внимания, направив все внимание на данный объект в целом.

Один из членов комиссии, Р. Дизойл, считал, что есть четыре вероятности, которые можно было бы принять во внимание в процессе передачи информации от посылающего к принимающему (схема этого представлена на рис. 2).

  1. Прямая передача из сознательного разума посылающего, или агента (А), в сознательный разум принимающего, агента (Б).

  2. Передача из сознательного разума А в подсознательный разум Б, а затем в сознательный разум Б.

  3. Передача из сознательного разума А в его (или ее) собственный подсознательный разум, а затем - в сознательный разум Б.

  4. Передача из сознательного разума А в его (или ее) подсознание, а затем в подсознание Б и, наконец, в сознательный разум Б.

А Б


Рис. 2

Четыре метода передачи мыслей от посылающего, или агента (А), к принимающему (Б). Светлая половинка кружка представляет сознательный разум; затененная половинка - подсознательный, или подсознание.

Дизойл не мог решить, какая из этих взаимосвязей происходит в каждом случае. Васильев же, который тоже был вовлечен в работу комиссии, считал, что имеют место все четыре типа, но что «следовало бы отдать предпочтение четвертой альтернативе», в которую было вовлечено подсознание обоих - посылающего и принимающего.

Психолог Кристина М. Комсток указывала на то, что Фрейд тоже считал, что связь между людьми может происходить полностью на подсознательном уровне. «Весьма примечательно то, - писал Фрейд, - что подсознание (!) одного человека может реагировать на импульсы, идущие из подсознания другого человека, не проходя через сознательный разум (!). Этот... факт неоспорим». Комсток считает связь подсознания-с-подсознанием основой для обмена информацией на расстоянии. «Это очень мощная форма общения, и происходит она мгновенно, - утверждает Комсток. - Это может происходить при разговоре по телефону или еще как-нибудь, когда люди не находятся в непосредственном контакте». Если так, то, похоже, нет причин, почему бы нам не молиться во сне и о других людях.

А МОЖЕМ ЛИ МЫ ВО СНЕ ПРИНИМАТЬ МОЛИТВЫ?

Исследователи Стэнли Криппнер и Монтегю Уллман в течение 10 лет проводили эксперименты с «телепатией через сновидения» в Маймонидовском медицинском центре в Бруклине. Добровольцы, участники экспериментов, провели кто одну, кто несколько ночей в лаборатории. Их будили, когда волны их мозга и движения глаз указывали на то, что они видят сны. Во время одного эксперимента они пытались увидеть во сне картинку с почтовой открытки, которую «посылающий» наугад выбрал накануне. Или же их просили постараться увидеть во сне картинку, выбранную наугад после того, как они легли в постель, и сосредоточиться на «посылающем информацию», находившемся в отдаленной комнате.

Некоторые из этих экспериментов давали впечатляющие результаты о неконтактной взаимосвязи. Однажды вечером в качестве «темы для сновидения» была выбрана картина Анри Руссо «Пиршество льва». На ней изображен лев, пожирающий небольшое животное. Спящий человек видел сны о нападении и зверях. Один сон был про собак: «У двоих из них, которые подрались еще раньше, пасти открыты, зубы оскалены... Казалось, с их клыков капает кровь». На основании снов этого человека были получены подтверждения, что из восьми снов пять соответствовали «посылаемому» образу. Вероятность совпадения - более 1 ООО к 1.

И хотя эти исследования не привели к окончательным выводам, они позволили предположить, что бессознательное, сонное состояние человека может служить «окном», через которое влетают мысли других людей. А если изображение на почтовой открытке может «проходить через разум» человека, то почему молитва не может?

ПОДСОЗНАТЕЛЬНАЯ МОЛИТВА И СНЫ, КОТОРЫЕ НЕ ЗАПОМИНАЮТСЯ

Случаи исцеления позволяют предположить, что молитва об исцелении берет начало в подсознании человека во время сна, но не запоминается.

Психолог Лоуренс Лишан, страстный экспериментатор и специалист по исцелению на расстоянии, приводит случай, который дал «самый впечатляющий результат» за всю его экспериментальную практику.

...человек, которого я знал, попросил меня исцелить на расстоянии (!) больного в тяжелом состоянии, которое требовало немедленного и интенсивного хирургического вмешательства. Я пообещал провести сеанс исцеления в ту же ночь. На следующее утро, когда больной проснулся, оказалось, что произошло «чудесное исцеление». Лечащий врач был изумлен и предложил послать мне рентгеновские снимки до и после исцеления и спонсировать публикацию об этом в каком-нибудь научном журнале. Это был случай духовного исцеления - поистине чудо века - за исключением одной маленькой детали: будучи перегружен работой, я забыл провести сеанс исцеления! О, если бы я только вспомнил, каким это было бы знаменательным подтверждением факта, чего можно достичь с помощью такого метода!

При обсуждении этого прямо-таки обескураживающего случая Лишан сказал: «Ну что ж, совпадения встречаются на каждом шагу, и часто происходит неожиданное». Но, возможно, это не было совпадением. Похоже, что просьба больного помолиться о нем все-та- ки застряла где-то в глубинных слоях разума Лишана. Если это так, то она проявилась во сне и вызвала у Лишана эмфатическую, молитвенную заботу о состоянии больного человека, о чем он не вспомнил при пробуждении, - своего рода незапомнившийся сон. Это согласуется с траекторией Дизойла (см. рис. 2) и его гипотезой, что передача ментальных образов начинается в подсознании «посылающего», прежде чем они окажут воздействие на «принимающего» информацию.

И хотя это основано на предположительных лабораторных находках, само предположение «объясняет» совпадения приписыванием исцеления «естественному ходу болезни», что бы это ни означало. Есть и другие предположения. Может быть, об исцелении этого человека молился кто-то еще или больной сам молился об этом. Но в любом случае это прекрасный пример молитвы со смещением во времени - молитвы, происходящей в будущем, формирующем настоящее, - вероятность, которую мы рассмотрим в главе 7.

Критики могут возразить: эксперименты советских ученых и тысячи других подобных им исследований, проведенных в лабораториях по всему миру, имеют дело с передачей «мыслей», а не молитв. Но мысли, которые один человек передает другому, никогда не бывают «просто» мыслями; часто «посылающий» испытывает сильную объединяющую связь с «принимающим» информацию, связь, которая подобна чувству соединенности, испытываемому именно во время молитвы. Так что, похоже, нет оснований принципиально не учитывать результаты экспериментов советских ученых применительно к нашему вопросу - относительно действия молитвы.

МОЛИТВА БЕЗ СОГЛАСИЯ:

ПРОБЛЕМЫ ЭТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

После экспериментов встают вопросы, ясно показывающие, что ментальная сфера может быть использована для нелокального воздействия на людей на расстоянии и без их ведома. Как мы увидим в дальнейшем, эксперименты о действии молитвы подтверждают, что она может использоваться и для интенсивного воздействия без ведома тех людей, на которых она направлена. Однако возникает вопрос: хорошо ли это с точки зрения этики - использовать подобные методы, если «принимающий» человек не знает, что он вовлечен в молитвенный процесс? Этот вопрос становится все острее (как мы увидим в главе 9), так как молитва может быть использована на расстоянии, чтобы причинить вред людям, и без их ведома.

Есть люди, включая и ученых, которые утверждают, что нельзя молиться о другом человеке без его согласия; поступать так - значит нарушать его личные права. Ведомственные комитеты, которые должны надзирать за структурой экспериментов с участием людей и гарантировать их безопасность, иногда требовали, чтобы еще до начала «молитвенного эксперимента» субъектам говорили о том, что о них молятся.

Нужно ли получать согласие человека перед тем, как начать молиться о нем? И что, в сущности, означает «согласие»? Какой бы ответ люди ни дали сознательно, хотят они, чтобы о них молились, или нет, последнее слово остается за их подсознанием. Психолог Лоуренс Лишан, который усиленно экспериментировал с исцелением на расстоянии на основе молитвы, замечает: «Любопытно, что многие не верят в реальную эффективность исцеления такого рода. Но наши результаты не становятся от этого хуже - как при наличии скептиков, как и тех, кто в это верит». Иными словами, то, что люди верят сознательно в эффективность молитвы, может не иметь значения. Возможно, все дело в мыслях, глубоко сидящих в нашем подсознании. И в то время как сознательный разум трезво заявляет: «Молитва не может сработать, и я отвергаю ее. Не молитесь обо мне; я не хочу этого!», подсознание, возможно, кричит: «Я нуждаюсь в этом! Я приму любую форму исцеления, которая сработает. Пожалуйста, помолитесь за меня!»

Но если именно подсознание - сторож у ворот нашей души, то как же нам добиться от него согласия на принятие молитвы? Ясно, что сделать это не так-то просто. Значит, нам не следует молиться? Ведь без согласия подсознания ничего не выйдет. Как же тогда поступать?

Для этого нет однозначных указаний. Возможно, буддистское увещевание «имей доброе намерение» и будет наилучшим руководством; или христианский эквивалент, Золотое правило Канта: «Поступайте с другими так, как хотите, чтобы они поступали с вами». Возможно, мы не всегда знаем, когда молитва желательна, и желательна ли она вообще. Утверждаю, что если наши действия полны сострадания, заботы и любви, нет причин опасаться, что наши молитвы о других без их согласия неэтичны.

ОПЯТЬ НАТОЛКНУТЬСЯ НА ТАЙНУ

Проникая во многие тайны, мы перестаем верить в неведомое. Тем не менее оно существует и втихомолку смеется над нами.

X. Л. Менкен

И снова мы сталкиваемся с неведомым, ибо, как бы мы ни старались, мы не сможем измерить глубин подсознания и не поймем его роли в молитве и исцелении. Это тайна, которую мы при всем желании никогда не сможем раскрыть до конца.

Но это не должно вызывать чувство безнадежности, потому что то, что мы не способны до конца постичь разумом, может проложить путь к чему-то святому, духовному, такому, чему нет и не. может быть имели. Возможно, именно в этом и заключается тайна исцеления. Как сказал Юнг, «умение обратиться к тому, что не имеет имени, - вот настоящая терапия; и когда вы прочувствуете это до глубины души, то сможете избавиться от проклятия вашего заболевания. Потому что само заболевание приходит из тех же, не имеющих названия, глубин»