Главная
Введение
Что такое молитва
Святые и грешники, здоровье и болезнь
Сила молитвенного процесса
Граница для разума: где место молитвы?
Проявление нелокальности в медицине
Молитва и подсознание
Молитва-сон
Куда идут молитвы
Как молиться и о чем молиться?
Любовь и исцеление
Молитва со смещением во времени
Вера врача, и почему она так важна
Что значит «черная молитва»?
Бог в лаборатории
Молитва и исцеление: анализ исследования
Что такое исцеление?
Послесловие
Спонтанная регрессия рака

Спонтанная регрессия рака

В этом разделе рассматриваются случаи спонтанной регрессии рака, о которых в 1975 году доложил Юджиро Икеми и его коллега Куишу из Медицинской школы университета в Фукуоке (Япония). Эти случаи заслуживают внимания - это примеры очевидной роли духовности в процессе исцеления.

СЛУЧАИ

СЛУЧАЙ 1

Этот случай обсуждался в главе 1.

СЛУЧАЙ 2

Японец К. Н. родился на ферме в 1894 году. В 18 лет он стал членом одной из религиозных организаций, в 23 года получил назначение на должность учителя в церкви. Его преданность своему делу была достойна подражания, он даже получил за свою службу национальную награду.

В апреле 1970-го, когда К. Н. исполнилось 77 лет, у него появилось ощущение тяжести и тупой боли в желудке. Обследование, включавшее гастроскопию желудка и биопсию, подтвердило диагноз - аденокарцинома (рак железы).

Врачи посоветовали К. Н. сделать резекцию желудка, но он отказался. Вначале, когда ему поставили диагноз, он был очень расстроен. Дело в том, что его сын, которому он надеялся передать свои церковные обязанности, получил назначение - руководить церковью в отдаленном районе. Таким образом, К. Н. потерял своего преемника и должен был по-прежнему тащить на себе всю тяжелую работу в церкви.

Узнав диагноз, он собрал семейный совет и сообщил своим близким, что решил не ложиться на операцию, а продолжать ежедневную работу и служить Богу до конца дней. Он сказал, что будет готов умереть, как только Бог призовет его. Он будет жить как прежде и не собирается отказываться от привычки пить сакэ. Родственники согласились с этим и одобрили его решение. С этого момента и в дальнейшем он уже меньше жаловался на боли в желудке и продолжал свою работу в церкви как обычно, даже отправлялся в странствия с пилигримами и по делам, связанным с выполнением его миссии.

Последующая гастроскопия и биопсия, проведенные в 1974 году, показали, что опухоль исчезла. К моменту написания отчета (1975 г.) Икеми удостоверился в том, что К. Н. здоров, бодр и полон энергии. И даже выглядел на 10 лет моложе своих лет.

СЛУЧАЙ 3

Японка, условно назовем ее К. А., домохозяйка, родилась в 1935 году на ферме. Еще будучи ученицей средней школы, стала членом одной религиозной организации. В возрасте 24 лет вышла замуж и родила сына. Но ее муж оказался «не подарком». Он пропадал на работе до поздней ночи, часто принимая участие в многолюдных вечеринках с обильной выпивкой. Конечно, это не нравилось К. А., но она вынуждена была подавлять свой гнев и скрывать недовольство.

В марте 1966 года она пошла на консультацию к врачу, так как начала ощущать боли в желудке, стала худеть и постоянно чувствовала общее недомогание, которое приписывала язве желудка. Полное обследование показало, что необходимо хирургическое вмешательство. Когда хирург вскрыл брюшную полость, он обнаружил многочисленные метастазы размером с большой палец на стенках желудка и лимфатических узлах. После микроскопического исследования диагноз - аденокарценома- подтвердился. Хирург удалил две трети желудка и сделал все возможное, чтобы предотвратить образование непроходимости. После этого он зашил брюшную полость, оставив метастазы нетронутыми. Семье этой женщины он сказал, что рак уже в последней стадии и ей осталось жить самое большее три месяца.

Откровенно говоря, - рассказывала К. А., - я не боялась рака, потому что у меня была моя религиозная вера. И если бы не она, меня, конечно, Охватил бы панический страх». Она сказала, что страдала от рака гораздо раньше, еще до того, как достигла «возраста рака». Благодаря случившемуся у нее рано произошло духовное пробуждение. «Я была очень упрямой и чувствовала, что смогу измениться, только заполучив рак. Для меня вера - не привязанность к жизни, желание спастись, нет, это благодарность Богу, который спас мой дух. Именно с тех пор я начала жить настоящей жизнью».

Спустя 9 лет после операции она была совершенно здорова. Физическое обследование и рентген показали, что рака нет и нет следов метастаз.

СЛУЧАЙ 4

К. К. родился в Японии, на ферме, в 1896 году. В 16 лет стал членом секты Нитерен, одного из ответвлений буддизма. Какое-то время работал учителем в начальной школе; в 28 лет женился.

Во время Второй мировой войны К. К. и его жена жили в Северном Китае. Когда они вернулись в Японию, стало ясно, что жить им будет нелегко. К. К. выращивал рис на одной из ферм, а его жена торговала галантереей в сельской местности, чтобы хоть как-то сводить концы с концами. Жизнь была чрезвычайно тяжелой, и не было никого, к кому К. К. мог бы обратиться за помощью.

При таком положении вещей неудивительно, что у него вдруг началось постоянное кровотечение из прямой кишки - ему исполнилось 47 лет. Сначала он думал, что это обострение геморроя, но при обследовании в медицинской школе при университете у него в прямой кишке была обнаружена кольцеобразная раковая опухоль. Врач порекомендовал ему сделать операцию, но К. К. отказался, потому что не мог позволить себе этого из-за тяжелого финансового положения. Это было сразу же после Второй мировой войны, и в Японии еще не была установлена Единая система социальной защиты населения, а это означало, что К. К. пришлось бы платить за операцию из собственного кармана. А так как у него не было никого, чтобы занять такую огромную сумму де-' нег, он решил, что просто «будет усердно трудиться столько, сколько сможет прожить, даже если ему отпущено всего год или два».

У него появились и стали постепенно усиливаться боли в спине и брюшной полости и началось общее истощение. Однако через какое-то время эти симптомы стали исчезать.

Спустя 30 лет - в 1973 году, когда К. К. было 76 лет, - появились новые симптомы, включая тяжесть и необычную наполненность желудка. При обследовании желудка и биопсии был выявлен рак в тяжелой стадии. Но К. К. снова отказался от всякого лечения. Ко времени написания Икеми отчета (в 1975 году) К. К. был по- прежнему жив и здоров.

К. К. утверждал, что буддистская вера была той силой, которая поддерживала его в тяжелой жизни. У него было характерное для буддистов убеждение, что всякого рода «вмешательства в организм человека» - корень всех страданий, и всю свою жизнь он был равнодушен к амбициям и страстям этого мира.

СЛУЧАЙ 5

У. У. родилась в Японии в 1920 году. В 21 год вышла замуж за фермера. У семьи, в которую она вошла, накопился огромный долг, который перешел к ним от предков, и ее новые родственники надеялись, что молодая женщина поможет возвратить их родовую ферму, которую пришлось продать. Для нее было непривычным вставать в четыре часа утра, чтобы работать в поле, и ложиться спать в час ночи. А когда У. У. не работала на ферме, в дневное время, то продавала овощи, а вечерами, до глубокой ночи, занималась домашним хозяйством. Мало того что у нее была очень суровая свекровь, которой следовало беспрекословно повиноваться, ее муж оказался деспотичным, себялюбивым человеком. Она привыкла подавлять свои негативные чувства и отводила душу, вкладывая все силы в тяжелую физическую работу. Впоследствии У. У. охарактеризовала свою жизнь так: «горькая, как смерть».

В течение более 30 лет невообразимо тяжелой жизни у этой женщины сохранялось крепкое здоровье - она даже не простужалась. Однако в 58 лет она вдруг начала испытывать боли в животе, которые объясняла слишком тяжелой работой на ферме. У нее начались кровотечения из кишечника, и она чувствовала такую слабость, переходящую в анемичность, что время от времени ей требовалось переливание крови. Было проведено тщательное медицинское обследование, после которого ей сделали операцию - вскрыли брюшную полость и обнаружили многочисленные метастазы в желудке и по всей брюшной полости. Биопсия показала рак желудка, и хирурги произвели резекцию желудка. Ее случай считали безнадежным, а семье сказали, что она проживет два или три месяца.

У. У. отреагировала на этот диагноз спокойно, не выказав ни страха, ни упадка духа. После операции ее силы начали постепенно восстанавливаться, и через четыре месяца она выписалась из больницы в состоянии устойчивой ремиссии.

В то время, когда У. У. заболела, в ее жизни произошли радикальные изменения. Неожиданно изменилось отношение к ней всех членов семьи. Они поняли, что она пожертвовала им жизнью, и освободили ее от прежних обязанностей. Более того, в них действительно пробудилось сострадание, и они окружили ее теплом, любовью и заботой. Она заметила, что изменились и ее взгляды. Она обрела способность заглянуть внутрь себя - «наивную, религиозную» - и поняла, что в ее личных отношениях раньше доминировала эгоцентричность. Она стала позволять себе небольшие развлечения и прогулки с друзьями; присоединилась к группе людей, цитирующих китайских поэтов, благодаря чему ее долго подавляемые эмоции могли выплеснуться наружу. Прошло пять лет после операции, а ее здоровье было прекрасным, и она утверждала, что способна работать так же много, как и любая другая женщина.

ОСОБЕННОСТИ ЭТИХ СЛУЧАЕВ

На Икеми и его коллег глубокое впечатление произвели особенности, общие для всех случаев.

  1. Все пятеро пациентов заболели раком в тот период своей жизни, когда страдали от внешнего жестокого кризиса. После того как они взяли на себя ответственность за разрешение этого кризиса, началось спонтанное отступление рака.

  2. У всех больных наблюдалось отсутствие страха и депрессии после того, как они узнали свой диагноз. В первых четырех случаях жизненно важной оказалась их горячая религиозная вера, которая помогла противостоять негативной эмоциональной реакции. В пятом случае прежняя жизнь больной женщины была настолько ужасной («горькой, как смерть»), что рак в сравнении с этим показался ей освобождением.

  3. Когда эти люди узнали, что у них рак, то полностью доверились Божьей воле. Но это не было пассивностью, покорностью судьбе или отказом от борьбы, а, скорее, обязательством, ведущим к возрождению интереса к прежним видам деятельности или появлению нового интереса в жизни. Казалось, они почувствовали, что их существование имеет более глубокий смысл; все происходящие в жизни события - включая рак-были составными более важного плана, как будто от них теперь требовалось нечто не меньшее, а большее.

  4. Все пятеро больных раком приняли меры, чтобы изменить свои взаимоотношения с другими людьми. Это говорило о внутреннем осознании отрицательных черт собственной личности, которые тоже сыграли свою роль в их трудностях в общении, таких как непреклонность и эгоцентризм.

  5. В жизни этих людей - особенно у первых четверых - основное место занимала религия, и они на все смотрели с религиозной точки зрения.

СПОНТАННАЯ РЕМИССИЯ: ПОСЛЕДНИЕ ДАННЫЕ Когда эту книгу уже готовили к печати, Институт духовных наук в Сосалито, штат Калифорния, опубликовал самое исчерпывающее из всех научных исследований спонтанной ремиссии - «Спонтанная ремиссия: аннотированная библиография». Над этим пятнадцатилетним проектом работали биохимик Кэрайл Гизберг и научный исследователь Брендан О'Реган, которые «проштудировали» 3500 единиц справочного материала из 800 журналов, изданных на 20 языках. Этот отчет касался не только рака, но и спонтанной ремиссии при многих других заболеваниях. Это самая огромная в мире база данных медицинских случаев спонтанной ремиссии. Ключевые выводы:

  • Ремиссия - широко документированное явление, встречающееся гораздо чаще, чем принято считать.

  • Ремиссия - чрезвычайно многообещающая область исследований. Изучение включенных в это психобиологических процессов может дать важные подсказки в понимании телесных процессов саморегуляции и нарушений, предшествующих началу многих болезней.

Данные по ремиссии могут иметь важное значение для очень больных людей и для гуманного подхода при постановке диагноза болезни с фатальным исходом. Восстановление норм «этической надежды» может помочь возбудить «дух борьбы» - важный фактор в деле выздоровления.

Приложение 2

нужны ЛИ СВИДЕТЕЛЬСТВА? МОЛИТВА, МЕДИТАЦИЯ И ПАРАПСИХОЛОГИЯ

МОЛИТВА

Молитва имеет много общего с парапсихологией - той областью психологии, которая исследует такие явления духовного характера, как телепатия и ясновидение. У молитвы есть сходство с медитацией и ее нельзя с полной определенностью отделить от последней. Еще недавно скептики подвергали суровой критике парапсихологию и медитацию, а теперь обе эти области завоевали прочные позиции; и с молитвой может произойти то же самое, так как появляется все больше свидетельств ее эффективности.

Некоторые недружелюбные выступления против таких феноменов были взяты в «National Research Council» (NRC), правительственной организации, которая часто дает свои оценки некоторым новым областям в науке. В 1988 и 1991 годах NRC выпустила ряд отчетов где были отчеты о медитации и парапсихологии. А так как выводы по отчетам NRC отличались от тех, которые приводятся в этой книге, и поскольку они весьма важны в деле формирования общественного мнения, считаю необходимым прокомментировать разногласия на эту тему. Надеюсь, это будет полезно для людей, интересующихся этим феноменом - молитвой, - когда они натолкнутся на подобную критику.

МЕДИТАЦИЯ

В отчете NRC за 1991 год сказано: «В целом наша оценка научного исследования медитации (в основном, трансцендентной медитации - ТМ) позволяет сделать заключение, что она не более эффективна... чем установленные методы релаксации; и ей - так же, как и медитации - нельзя приписывать особую эффективность». BNRC пришли к такому заключению, первоначально остановившись на изложении фактов из двух предыдущих обзоров. Один из них, Д. С. Холмса, раскрывал менее половины исследований по ТМ, доступных в то время, когда подготавливался этот обзор. Другой обзор, сделанный Дж. Бренером и С. Р. Конналли, оказывается, тоже обошел стороной результаты доступных исследований.

Метаанализ, мощный аналитический инструмент, используемый теми, кто занимается статистикой, позволяет объединить многие частные исследования в одно всеобъемлющее. Используя этот метод, можно свести вместе для статистического анализа все исследования, даже если индивидуальные исследования включали разные экспериментальные методы, привлекали разное количество людей и давали разные результаты. Это позволяет сделать количественную оценку силы проверяемого воздействия. Метаанализ, осуществленный М. С. Диллбе- ком и Д. У. Орме-Джонсоном относительно воздействия медитации, привел к другому заключению, но оно было проигнорировано в отчете NRC. Их количественный подход показал, что величина воздействия ТМ на чувствительность кожи, частоту дыхания и плазменного лактата давала в два раза более высокие показатели, чем в состоянии покоя.

К. Р. Эппли, А. И. Абраме и Дж. Шир, применяя психологические и физиологические методы определения степени беспокойства, показали, что ТМ обычно дает в два или три раза больше снижения воздействия хронического стресса по сравнению с другими методами медитации и релаксации. Тем не менее в отчете NRC сказано, что «нет свидетельств, поддерживающих мнение, что... медитация позволяет человеку лучше справиться с тем, что вызывает стресс».

Метаанализ позволяет сравнивать результаты исследований экспериментаторов, настроенных по-разному относительно ТМ: доброжелательно, нейтрально и негативно. Анализ Эппли и других показал, что позитивные заключения при исследованиях ТМ не являются результатом предвзятого отбора результатов и что характеристика занимавшихся этим исследователей (которые практиковали медитацию), как пристрастных и субъективно относящихся к своему делу «фанатиков», имеет излишние преувеличения. Анализ Эппли опровергает утверждения Бренера и Конналли, что исследование медитации «недостаточно разработано», и показывает, что результаты нельзя подсчитать, опираясь на субъективный выбор экспериментаторов, их пристрастия, ожидания или влияния созданной ими «атмосферы».

Отчет NRC объединяет ряд ошибочных допущений относительно медитации. Высказывается мнение, что медитация «снижает уровень реакции на раздражитель», то есть вызывает меньшую реакцию на стрессы, «отвлекая человека» от создания в его разуме какого-то «защищенного пространства». Но это не является правильно выраженной целью ТМ, которую можно сформулировать как достижение «спокойной открытости миру, состояния, при котором происходит активизация всех возможностей человека». Это недопонимание, возможно, происходит из-за того факта - который признают и в отчете NRC, - что ни один человек из этого комитета не был знаком с практикой медитации, относительно которой делали обзор. Комитет понимает вызванные этим фактом затруднения: «Не следует забывать, что традиции науки и культуры, образование и личный жизненный опыт фундаментально воздействуют на мнение комитета в таком вопросе, как медитация».

Самым бросающимся в глаза упущением в отчете NRC является то, что они совершенно не приняли во внимание огромную базу данных (более 40 опубликованных отчетов) по результатам исследований воздействия того, что исследователи ТМ называют областью сознания. Теория, лежащая в основе этого исследования, состоит в том, что эта область, в которой действует немало людей, занимающихся медитацией, приносит реальную пользу населению. Это проявление нелокального воздействия на расстоянии, и исследователи ТМ привлекают эту теорию, чтобы объяснить результаты своей работы.

Что касается положительной стороны отчета NRC, то он дает ряд разумных рекомендаций для исследователей. В общем, там утверждается, что «способность научиться расслабляться и наслаждаться приятным самочувствием помогает человеку произвести позитивные изменения в его работе и личной жизни... может оказаться так, что медитация и релаксация... способны воздействовать на изменения в области познания».

ПАРАПСИХОЛОГИЯ

В отчете NRC за 1988 год содержатся критические отзывы парапсихологии, которая имеет дело с нелокальными воздействиями, типа тех, что происходят при использовании молитвы и духовного исцеления. NRC особое ударение делает на том, что более 130 лет исследований не принесли успеха в попытках найти свидетельства существования парапсихологии.

Д. JI. Радин и Р. Д. Нельсон дали нам самый полный из всех комплексных анализов исследований в области парапсихологии - суммировали 832 исследования 68 исследователей, включая те, которые посвящены воздействию человеческого сознания на микроэлектронные системы. Вывод: «Комплексный анализ Радина и Нельсона показывает, что... результаты опытов убедительные и могут быть получены вторично. Если критики не захотят сослаться на то, что противоречит здравому смыслу и свидетельствам 60 экспериментаторов, или решат указать общую методологическую ошибку... в сотнях экспериментов с участием людей, которые проводились почти три десятилетия, то не избегут заключения, что эти воздействия возможны».

Был проведен комплексный анализ исследований, касающихся смещения во времени, в частности «угадывания» карточек (которые будут отобраны из большого числа карточек) еще до того, как это реально осуществится. С. Гонортон и Д. С. Феррари проверили 309 научных работ, опубликованных на английском языке, по экспериментам, проведенным 62 исследователями, в которых задействовали более 50 ООО субъектов, принимавших участие почти в 2 миллионах опытов. И вот их выводы:

  • 30% исследований дали статистически важные результаты (где вероятность случайных совпадений не превышала 5%). В среднем же по всем опытам вероятность случайного совпадения равна приблизительно 1 из 1024.

  • Эти результаты не могут быть объяснены замалчиванием негативных результатов опытов (то есть предвзятым отбором фактов).

  • Исследования, проведенные скрупулезным образом с методологической точки зрения, дают лучшие результаты (что прямо противоположно тому, что утверждают критики).

  • Воздействия сохраняются на одном уровне в течение более 50 лет.

Одно из главных обвинений, которое часто выдвигают относительно парапсихологии и исследований такого феномена, как нелокальность (и мы рассматривали его в этой книге), сводится к тому, что качество исследований в этих областях низкое и они не соответствуют единому стандарту. В отчете за 1988 год, в котором шла речь о парапсихологии, психолог Роберт Розенталь из Гарвардского университета был уполномочен NRC подготовить оценку работ в этих нескольких, вызывающих споры, областях, включая парапсихологию. Исследователь по парапсихологии Ричард С. Браутон описывает это так:

Розенталь широко известен и считается лучшим в мире экспертом по оценке спорных вопросов в социальных науках. Он посвятил большую часть своей профессиональной деятельности разработке

методов объективных оценок данных. Но ни Ро- зенталь, ни его соавтор Моника Харрис так и не заняли никакой позиции относительно парапсихологии... В отчете, сделанном Харрис и Розенталем, установлено, что «качественный уровень» исследований в области парапсихологии был самым высоким среди всех исследований в тех областях, которые они рассматривали... И хотя это невероятно... но председатель комитета... попросил Розен- таля удалить из его отчета раздел по парапсихологии. Розенталь отказался. В заключении, подводящем итог всех работ, отчет Харрис и Розенталя упоминается в некоторых подразделах, в которых обсуждаются отдельные вопросы парапсихологи- ческого характера; но нет упоминания о нем в разделе, посвященном парапсихологии.

Наука - это неотработанная и беспорядочная область деятельности, включающая шумные, здоровые дебаты. Но дебаты должны быть не только яростными, но также и беспристрастными.

Приложение 3

ИСЦЕЛЕНИЕ И РАЗУМ: РЕЗЮМЕ

Разум и тело могут взаимодействовать всевозможными путями и либо способствуют здоровью, либо вызывают болезнь - как мы это видели в книге. Если возьмем самое широко распространенное мнение относительно этого'взаимодействия, то можно выделить определенные образцы, представленные в приведенной ни- же.таблице.

Как указывалось, все известные случаи воздействия на разум-тело имеют либо локальный, либо нелокальный характер. При локальных воздействиях посредниками выступают речь, слух, обоняние, осязание, зрение и т. д.; их можно описать с помощью известных законов физики и физиологии человека. Они происходят здесь-и-сей- час. Они могут быть интраперсональными, происходящими внутри одного человека, или интерперсональны- ми, происходящими между двумя или более людьми. Хорошо известно, что интраперсональные воздействия могут быть либо позитивными, либо негативными: наши мысли, позиции, эмоции и убеждения - вот тот обоюдоострый клинок, который может исцелять или причинять вред. Интерперсональные воздействия могут быть либо позитивными, либо негативными.

Исцеление и разум

Локальные воздействия (сенсорное восприятие)

Нелокальные воздействия (несенсорное восприятие)

Интраперсо- нальные

Интерперсональные

Трансперсональные

Позитивные/ Негативные

Позитивные/ Негативные

Позитивные

Негативные

Сознательные и неосознанные мысли, позиции, эмоции, чувства, убеждения, осознанные значения, самовнушения, образы и визуализация,

которые происходят внутри человека.

Сознательные и подсознательные внушения, установки, поведение - словесное и бессловесное, имеющее место между людьми.

Свидетельство по рассказам: духовное исцеление на расстоянии, воздействие на психику. Молитва о заступничестве. Пара- соматические случаи.

Лабораторное свидетельство: трансперсональная образность. Контролируемые эксперименты с участием людей, многих видов других живых существ, в которые включена актуальная молитва или молитвенное состояние.

Антропрологичес- кое свидетельство: результаты научных наблюдений о «проклятии на расстоянии» (таких, как «молитва о смерти» у полинезийцев и гавайцев). Лабораторное свидетельство: многие виды живых существ (исключая человека) подвергались пагубному воздействию (или задержке роста) на расстоянии в контролируемых экспериментах.

Наиболее известный «локальный, интерперсональный, негативный» случай воздействия на разум-тело - колдовство (шаманство). Но есть и менее драматические случаи, которые часто встречаются в медицинской практике, например привычка лечащих врачей «навешивать ярлык» - сразу выносить больному смертный приговор. Это название произошло от обычая завешивать все черным крепом во время похорон. Врач «навешивает черный креп», когда рисует перед глазами пациента самую жуткую картину. Если все оборачивается так, как он предсказал, его считают мудрым, провидцем; а если все складывается к лучшему, он просто герой, победивший в схватке со смертельным недугом, и больной бесконечно ему благодарен. В любом случае победу одерживает врач. Но этика этого пагубного обычая сомнительна. Подобно жертвам шаманов, больные могут, подпав под действие этих ужасных предсказаний, утратить волю к жизни, иногда они даже умирают.

Другим важным видом воздействий на разум-тело являются влияния нелокальные по своей природе. Случаи нелокального воздействия на разум-тело происходят между отдельными лицами, которые находятся слишком далеко друг от друга, чтобы общаться с помощью пяти чувств. По этой причине они и называются транс- персональными. Они могут быть позитивными и негативными. Как мы уже видели, многочисленные свидетельства подтверждают существование «нелокальных, трансперсональных, позитивных» воздействий: духовного исцеления на расстоянии; благожелательного действия молитвы о заступничестве; и случаев парасомати- ческого характера. Существует достаточно лабораторных свидетельств подобных случаев, таких как тщательное исследование трансперсональной образности и контролируемых экспериментов с участием людей и других живых существ, рассмотренных в части 3. И, как мы видели в главе 9/во всех этих случаях есть и «темная» сторона - «нелокальные, трансперсональные, негативные» воздействия, - о чем свидетельствуют антропологические отчеты о «молитве о смерти», которой пользуются шаманы в Полинезии и на Гавайях. Сюда же следует отнести контролируемые исследования в лабораторных условиях, где проводились опыты на живых организмах - их инфицировали или тормозили их метаболические процессы.

При близком рассмотрении можно заметить, что эти нелокальные и психологические воздействия далеко не так четко отделены друг от друга, как могло показаться. Рассмотрим, например, «молитву о смерти». Ее использует шаман, находящийся на огромном расстоянии от жертвы, - бесспорно, случай нелокального, трансперсонального воздействия, который в принципе не может быть объяснен сенсорным восприятием. Однако когда начинается паралич и немеют конечности, жертву охватывает страх и появляются всякого рода негативные мысли как на сознательном, так и на подсознательном уровне, что является локальным, интраперсональным и негативным по своему характеру. Следовательно, случаи воздействия на разум-тело, которое начиналось нелокально, почти всегда имели локальные последствия. Это истинно для всех примеров нелокальных воздействий, которые мы рассмотрели, включая трансперсональную образность, молитву о заступничестве и исцеление на расстоянии.

ЛОКАЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ МОЛИТВЫ

Когда слышишь стук копыт в Техасе, знай, что это лошади, а не зебры.

Афоризм, популярный в Медицинской школе

В этой книге мы на каждом шагу делали ударение на нелокальных воздействиях молитвы, например, когда один человек молится об исцелении другого, находящегося на расстоянии. Но необязательно принимать без доказательств нелокальные механизмы для объяснения многих полезных влияний молитвы.

Джеффри С. Левин, доктор философских наук, эпидемиолог из Медицинской школы в Западной Виргинии, является главным «архитектором» недавно возникшей новой отрасли науки, «эпидемиология религии», и, возможно, самым признанным исследователем локальных воздействий молитвы и религиозной практики. Но Левин не пренебрегает и объяснениями с позиции нелокальности. «У меня нет сомнений, что эти нелокальные механизмы реальны, - заявляет он. -Я сам испытал... такого типа исцеление... Но существуют и материалистические объяснения благотворных воздействий молитвы, для которых не требуется... опоры на веру».

В своем исследовании, которое официально получило поддержку Национального института здоровья (НИЗ), Левин приводит результаты более 250 эмпирических исследований, напечатанных в медицинских журналах и изданиях по эпидемиологии начиная с XIX столетия. В них духовная, или религиозная, практика статистически была связана с результатами здоровья. Эта литература, «которая лежала в полном забвении и как бы за гранью медицинской науки», по сути, оставалась неизвестной врачам. Поэтому ее не изучают в медицинских учебных заведениях. Тем не менее из этих исследований можно узнать, что позитивное воздействие существует. Оно проявлялось в случаях сердечно-сосудис- тых заболеваний, высокого кровяного давления, инсульта, почти любого типа рака, колитов и энтерита, причем, даже когда дело шло о жизни и смерти. Эти данные сохраняли свою значимость независимо от того, как исследователи определяли и измеряли духовность, - ведь у каждого из них была на этот счет своя точка зрения, соответствующая его убеждениям, жизненной позиции, опыту и т. д. Более 20 исследований показывают, что имело место воздействие, стимулирующее восстановление здоровья, из-за постоянного посещения церкви или синагоги. Оказалось, что эти благотворные действия распространялись на белых, черных и желтых; на людей старшего возраста и совсем юных; на американцев, европейцев, африканцев и азиатов. Они показывали эффективность в перспективных, ретроспективных и контролируемых исследованиях; воздействовали на протестантов, католиков, иудеев, парсов, буддистов и зулусов. Они проявлялись в исследованиях, в которых, помимо прочего, измерялась духовность как вера в Бога и религиозная приверженность. А также в исследованиях острых психических состояний, хронических болезней с фатальным исходом и заболеваний с продолжительным или кратковременным периодом (или при отсутствии такового) скрытого состояния между проявлением, диагнозом и смертельным исходом. «Короче, - говорит Левин, - в этих научных работах постоянно проявляется что-либо заслуживающее серьезного исследования, и это вызывает желание понять, как и почему этот очевидный духовный фактор относительно здоровья... может быть решающим для уменьшения страданий или излечения больного».

Каким же образом молитва и духовная практика оказывают локальное воздействие на физическое здоровье? Есть много объяснений:

Многие духовные пути или системы верований требуют аскетизма и благочестия, которые действуют на благо здоровью. Например, мормонам, адвентистам Седьмого дня и ортодоксальным иудеям, кроме всего прочего, предписано следовать определенным указаниям в пище, алкогольных напитках, гигиене и других мерах относительно здоровья, которые известны как благоприятные, препятствующие болезням и продлевающие жизнь.

  • Факт коллективной духовной практики обеспечивает социальную поддержку, которая, как отмечают исследователи, является сильным защитным фактором против болезней.

  • Психодинамика религиозных убеждений и религиозных обрядов может способствовать укреплению здоровья. Например, такой ритуал, как молитва, может привести в движение сильные позитивные эмоции, которые, в свою очередь, вызывают изменения в состоянии здоровья - путем благотворного воздействия на иммунную и сердечно-сосудистую системы.

  • Психодинамика веры оказывает то же действие, что и плацебо, - позитивное, если человек ожидает Божественных благословений (и «негативное плацебо», если человек ожидает гнева Божьего и наказания!).

  • Осознание присутствия целителя или целителей может укрепить чувство причастности или поддержки, что, как показывают исследования, очень благотворно для здоровья.

  • Когда за человека молятся, воздействуют на него путем «наложения рук» или применяют другие ритуальные виды воздействия, это может стимулировать эндокринную или иммунную реакцию, способствующую исцелению.

  • Уже сами по себе физические приготовления к процедуре исцеления (например, пост, медитация, воздержание) способствуют исцелению.

Значение этих факторов для ментального здоровья подтверждено врачом-исследователем Давидом Б. Лар- соном и Сьюзен С. Ларсон. Они проштудировали публикации за 12 лет в «American Journal of Psychiatry» и «Archives of General Psychiatry» и однаружили, что в исследованиях состояния людей, принимавших участие в религиозных церемониях, в группах социальной поддержки, в молитве и «общении» с Богом, установлено 92% благотворного воздействия этих факторов на ментальное здоровье; 4% были нейтральными и 4% показали, что был причинен вред. Ф. С. Крейджи и его коллеги в обзоре за 1990 год на основе анализа публикаций в «Journal of Family Practice» собрали похожие данные относительно физического здоровья: 83% исследований показали благоприятное воздействие, 17% - нейтральный результат и ни одного причинившего вред.

Но, судя по всему, медицинское сообщество не спешит признать всю ту сумму научных свидетельств, которые мы рассмотрели в этой книге. В качестве примера можно привести тот факт, что Департамент альтернативной медицины национальных институтов здоровья недавно направил группу специалистов для проверки свидетельств эффективности молитвы и духовного исцеления.