Главная
Введение
Что такое молитва
Святые и грешники, здоровье и болезнь
Сила молитвенного процесса
Граница для разума: где место молитвы?
Проявление нелокальности в медицине
Молитва и подсознание
Молитва-сон
Куда идут молитвы
Как молиться и о чем молиться?
Любовь и исцеление
Молитва со смещением во времени
Вера врача, и почему она так важна
Что значит «черная молитва»?
Бог в лаборатории
Молитва и исцеление: анализ исследования
Что такое исцеление?
Послесловие
Спонтанная регрессия рака

Когда молитва причиняет боль: что значит «черная молитва»?

Во многих религиозных традициях считается, что любые влияния могут передаваться так, что человек даже не сможет их ощутить. Такие влияния... могут использоваться деструктивно. Но есть свидетельства, что и в тех религиозных традициях, которые концентрируются вокруг состояний озарения, есть лица, способные использовать подобные влияния в эгоцентрических целях, для запугивания и даже для жестокой расправы. Фактически в рамках каждой религии есть люди, использующие свои необычайные силы... в личных эгоистических целях. Эти сведения подтверждаются современными исследованиями...

Майкл Мэрфи, «Будущее тела» («The Future of the Body»)

Во время судебного разбирательства в Майами в отношении генерала Мануэля Норьеги, которого обвиняли в торговле наркотиками, присяжные зашли в тупик. И они решили посидеть в тишине и помолиться. На следующее утро они вернулись в зал суда и вынесли обвинительный приговор. Адвокаты Норьеги стали кричать, что это не по правилам. Они утверждали, что члены жюри подвергли себя «неправедному влиянию» молитвы и что молитва привела к несправедливому обвинению подзащитного. Это было смешно, так как Норьега заявил, что сам испытал в тюрьме религиозное очищение. Таким образом, есть категория адвокатов, которые, не допуская мысли, что молитва может действительно причинить вред, похоже, верят, что она может привести к судебной ошибке.

У молитвы в ее обычном понимании есть и другая, негативная, сторона (иногда ее называют «черной молитвой»), В «черной молитве» молящийся вместо того, чтобы просить Всевышнего походатайствовать благожелательно в тех или иных делах, взывает к Высшим Силам, прося причинить вред или привести все к полному краху. И хотя это побуждает задуматься о человеческой природе и природе зла, мы не будем касаться этой темы. Вместо этого мы посмотрим, есть ли какое-либо научное свидетельство того, что человек может использовать молитву с такой ужасной целью - причинить вред. Мы увидим, что о такой вероятности говорят не только слухи и легенды, но и лабораторные исследования.

Последователи западных религий имеют ошибочную тенденцию верить в то, что заниматься колдовством, гаданием и посылать проклятия могут лишь «нецивилизованные», темные люди. Но деятельность такого рода проникает во все религии и культуры. «Многие святые посылали проклятия - это можно найти и в Библии», - говорит Джон Кэри, адъюнкт-профессор по кельтским языкам и литературе из Гарвардского университета. Например, пророк Елисей проклял 42 ребенка за то, что они смеялись над его плешивостью, - и их растерзали медведицы (4-я Книга Царств7, 2:23-24). Вспомним о титанической борьбе между апостолом Павлом и одним из колдунов, которого апостол Павел поразил слепотой (Деяния, 13:11). И даже Христос проклинает явно невинное дерево смоковницу за то, что оно не приносит плодов (Евангелие от Матфея, 21:19, от Марка, 11:13-14,20-22).

Такую позицию вряд ли можно назвать идущей от чистого сердца. Что же говорит об этом феномене - возможности воздействия на расстоянии негативной молитвы - наука? Современная наука, в основном, отвергает все воздействия на расстоянии, как позитивные, так и негативные. Сэр Джеймс Фрэзер в книге «Золотой сук» («The Golden Bough») так описывает возражения науки:

Магия - ложная система законов природы...u обманная наука, все равно что «аборт мысли», что не может привести к рождению знания... Магия как заразная болезнь, она лжет, утверждая, что если в какой-то момент что-то одно было соединено с чем- то другим, то они потом всегда будут находиться в контакте... Такого рода вера типична для незрелого разума не только первобытных людей, но и невежественных и туповатых людей нашего времени.

Возможно, эта позиция кажется высокомерно-наставительной, даже архаичной - ведь она была выражена в начале XX века. Но позиция, преобладавшая у большинства профессиональных исследователей, мало изменилась с тех пор, как Фрэзер (в 1922 г.) выступал против «магии» и «дикости».

НЕГАТИВНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ В ЛАБОРАТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Если мы временно отложим в сторону вердикт Фрэзера, то какое можно найти свидетельство в поддержку негативных воздействий на расстоянии? Давайте посмотрим.

ОЛЬГА УОРРОЛ: «Я ОТКАЗЫВАЮСЬ ПРИЧИНЯТЬ ИМ ВРЕД»

Многие целители, активно использующие молитву, чтобы помочь другим, допускают вероятность ее действия во вред. Среди таких людей - Ольга Уоррол, духовная целительница, Беверли Рабик, директор Центра пограничных наук, и физик Элизабет Роушер, которые исследовали (с участием Уоррол) эти вопросы. Рабик просил Уоррол вступать во взаимосвязь с суспензией бактерий, чтобы затормозить или приостановить их рост - фактически, убить их. Затем производили подсчеты этих бактерий и сравнивали их количество с контрольным образцом. Таким образом, Рабик мог с большой точностью определить, способна Уоррол реально воздействовать на живые организмы или нет. Но Уоррол решительно воспротивилась. «Я отказываюсь причинять им вред, - сказала она. - Я буду использовать свои способности только для добрых дел». Относясь с уважением к ее духовной позиции, Рабик видоизменил эксперимент так, чтобы дать возможность Уоррол использовать свою силу позитивно. Два образца бактерий были подвергнуты действию токсических веществ антибактериального агента, и Уоррол должна была «защитить» один образец, а на другой просто не оказывать воздействия. Результаты показали, что «защищенные» бактерии действительно выжили в большем количестве, чем бактерии контрольного образца.

ЭКСПЕРИМЕНТ С ОКАМЕНЕВШИМ БАНАНОМ

Исследователь Бернард Трэд проводил в Университете Макджилла, Канада, эксперименты, которые стали поворотным пунктом в исследовании молитвы. В них участвовали известные духовные целители. Эти исследования позволяют предположить, что есть люди, которые могут оказывать сильное негативное воздействие на живые организмы. Когда Трэд проводил эти исследования, один человек, прослышавший о его экспериментах, вызвался добровольно принять в них участие. Он заявил, что обладает способностью с помощью рук вызывать необычную реакцию в некоторых видах плодовых растений. Например, он держал в руке банан, сосредоточивал на нем все внимание, и под действием этого направленного взгляда фрукт начинал терять влагу, чернеть и сморщиваться. Банан не только становился сухим - изменялся его цвет, он постепенно затвердевал так, что становился подобен камню. Эти изменения происходили быстро, за несколько часов, но не были похожи на обычные изменения фруктов по прошествии нескольких дней.

На одной из своих лекций Грэд мимоходом обсуждал этот странный случай. Он сохранил один из окаменевших бананов, прицепив его к цепочке для ключей. Стоя на подиуме, он достал из кармана ключи и энергично потряс ими, чтобы продемонстрировать твердость этого банана. После лекции я тщательно осмотрел его и едва мог поверить своим глазам: миниатюрный, твердый как камень банан напоминал изделие из мрамора.

ФЕНОМЕН УРИ ГЕЛЛЕРА

Много лет назад Цви Бентвич, известный израильский исследователь в области иммунологии, проводил испытания при участии знаменитого медиума Ури Геллера.

Многие обвиняли Геллера в мошенничестве. Команда Бентвича запланировала лабораторные тесты на восприимчивость, чтобы позволить Геллеру продемонстрировать свои навыки духовного плана, исключив всякого рода уловки и трюкачество. В одном из экспериментов Геллер держал руки над сосудом с живой спермой. Цель: изменить подвижность сперматозоидов и характер их передвижения, за которыми вели наблюдения с помощью микроскопа. Эксперимент был организован с учетом должного контроля, включавшего наблюдение за тем, чтобы не было никакого воздействия тепла от рук Геллера. Когда экспериментаторы тут же проверили «подвергшуюся тестированию» сперму, они обнаружили, что все сперматозоиды полностью мертвы, в то время как контрольная сперма осталась в нормальном состоянии. А когда супернат - жидкость, в которой содержались мертвые сперматозоиды, - собрали и подмешали к нормальной сперме, она не оказала никакого воздействия, что исключило вероятность применения химических веществ. Как потом сообщалось в отчете, Геллер был потрясен этой неожиданно открывшейся картиной, подтверждавшей его способность негативного воздействия на живые организмы. Ведь его намерением было всего лишь изменить подвижность сперматозоидов, а не убивать их. Его способность оказывать пагубное воздействие схожа с негативным действием молитвы, что мы увидим далее.

«ДУРНОЙ ГЛАЗ» И «ХОРОШИЙ ГЛАЗ»

Контрольные лабораторные эксперименты показывают, что и обыкновенные люди могут использовать свой разум, чтобы затормозить или, наоборот, стимулировать рост микроорганизмов. Они могут воздействовать на расстоянии от 1,5 метра до 30 с лишним километров от места нахождения микроорганизмов. Исследования подтверждают существующее в простонародье поверье, что некоторые люди от природы наделены свойством испускать «негативные флюиды», препятствующие росту комнатных растений, цветов и т. д., - то, что называют «дурной глаз». Мы знаем и о явлении обратного характера - «хороший глаз», - когда кажется, что растения начинают буйно расти от одного только присутствия человека, обладающего этим свойством. Таким человеком, способным позитивно воздействовать на живые организмы на генетическом уровне, исследователь Даниэль Дж. Бенор называет Лютера Бербанка8. «Оказалось, что он обладал паранормальной способностью выводить новые сорта растений, разработав в течение своей жизни более 800 разнообразных видов, - рекорд, поистине не имеющий себе равных в сельскохозяйственной практике». Бербанк был убежден в том, что люди и растения могут общаться. Как он однажды заметил: «Растения, так же как и маленькие дети, способны реагировать на мысль».

Эти исследования могут вызвать у нас понятное замешательство. Если люди могут задерживать или тормозить рост микроорганизмов - а в нашем теле много идентичных с ними биохимических процессов, - значит, эти негативные воздействия могут распространиться и на людей?

ГИПНОЗ НА РАССТОЯНИИ

В истории гипноза достаточно свидетельств и фактов, позволяющих предположить, что один человек может воздействовать на поведение другого на значительном расстоянии, причем без его ведома. Иногда кажется, что гипнотизер «играет» с субъектом, «как кот с мышью».

Рассмотрим случай, имевший место в конце 1800-х годов. Однажды известный врач и гипнотизер, Чарльз Ричет, сидел со своим коллегой, Ландуси, в столовой больницы «Бьюджён». Ричет заявил, что может усыпить одну из своих больных, которая находилась в палате, далеко от них, и заставить ее прийти в столовую исключительно под воздействием его силы воли. Прошло десять минут, но никто не пришел. Ричет и Ландуси посчитали эксперимент неудавшимся, но тут в столовую вошел кто-то из обслуживающего персонала и сказал, что по коридорам блуждает спящая женщина, которая ищет доктора Риче- та и никак не может найти.

Подобные эксперименты проводились примерно в то же время известным психиатром Пьером Жане в Гавре, а в 1930-х годах - выдающимися русскими исследователями Васильевым, Платоновым, Бехтеревым, Дубровским и Томашевским.

Эти открытия, многие из которых состоялись в тщательно подготовленных лабораторных условиях, можно назвать ошеломляющими. Они определенно доказывают, что мы можем радикально изменять поведение находящихся на расстоянии людей без их ведома и, возможно, им во вред.

СВИДЕТЕЛЬСТВО ОТ АНТРОПОЛОГИИ

Поскольку антропологи изучают культуры, в которых часто практикуются ритуальные проклятия, действующие даже на большом расстоянии, считаю, что именно они должны знать, происходит все это в реальности или нет. На протяжении многих лет, как только мне представлялся случай, я спрашивал у антропологов об этих возможностях. И неизменно их ответом было: «Конечно же, нет, не происходит», или что-нибудь в том же роде. Но, казалось, большинство из этих специалистов испытывали явный дискомфорт каждый раз, когда я спрашивал, и в конце концов я пришел к выбоду, что они попросту не хотят обсуждать эту тему.

И я перестал задавать вопросы. Но однажды я очутился на какой-то конференции и во время обеда оказался за одним столом с профессором Майклом Гарнером, известным антропологом и экспертом в области шаманизма. И тут я понял, что мне подворачивается счастливый случай задать мой вопрос настоящему ученому. Гарнер потратил годы, собирая данные непосредственно в той местности, где живут индейцы племени хибаро - у истоков реки Амазонки. За время своего пребывания в тех местах он изучил их язык, глубоко проник в их культуру и близко познакомился с аспектами повседневной жизни этого племени.

«Доктор Гарнер, вы встречали когда-нибудь шаманов, которые могли послать проклятие человеку на большом расстоянии от них, и так, чтобы жертва не знала об этом?» - спросил я.

«В племени хибаро проклятие на расстоянии воспринимается как нечто должное, - без колебаний ответил Гарнер. - Многие из тех шаманов, которых я встречал на Амазонке, утверждали, что прекрасно умеют это делать. И у меня нет оснований не верить им».

«Но почему они проклинали людей, находясь на расстоянии? - спросил я. - Почему не с глазу на глаз, как это обычно делают колдуны?»

«Они объясняют это просто и логично, - ответил Гарнер. - Если жертва не осведомлена о том, что ее проклинают, то не может оказать этому противодействие или отомстить шаману, даже попытаться физически убить его. В качестве дополнительной меры безопасности шаманы хибаро предпочитают проклинать на расстоянии, причем делают это не в одиночку, а вместе с двумя-тре- мя другими шаманами. Если жертва останется невредимой, то, по крайней мере, вина за это падет на всех троих. Вот почему проклятие на расстоянии рассматривается как наиболее безопасный прием».

Проклятие на расстоянии или негативную молитву нельзя путать с колдовством. Когда колдун совершает свои колдовские действия, он воздействует на символические образы жертвы: куклу, одежду этого человека, выделения тела, волосы, срезанные ногти, грязь с той дорожки, по которой прошла жертва, или его фотографию. Затем (согласно заключениям физиолога Уолтера Кэннона) они намеренно доводят до сведения субъекта, что ему послано проклятие. То, что жертва должна быть осведомлена о том, что проклята, - основная составляющая проклятия. Жертва, узнав, что ей посылается проклятие, тем самым принимает свой жребий и вступает во взаимодействие с ним - то есть умирает. Жители деревни того племени, где живет жертва, осознают, что происходит, и ведут себя по отношению к жертве так, как если бы этот человек действительно собрался умереть, - что ускоряет его кончину.

Проклятие типа колдовства носит локальный характер. Оно происходит в конкретной точке пространства и времени, «здесь и сейчас». Негативная же молитва - нелокальное действие, производится на расстоянии от принимающего лица, без его ведома. Колдовство приводится в действие с помощью сенсорных механизмов: жертва либо сама слышит проклятие, либо до нее доходят слухи об этом, либо это осуществляется путем прикосновения и т. д. А когда имеет место проклятие на расстоянии или негативная молитва, жертва ничего не знает об этом и не имеет сенсорного контакта с тем, кто его посылает. А так как нет известных физических механизмов, посредством которых может быть передана негативная молитва или проклятие, то с научной точки зрения это считается невозможным. Вероятно, это основная причина, почему антропологи академического направления так неохотно идут на исследования или признание этого феномена.

Хольгер Кальвайт, немецкий этнолог, изучавший шаманизм на Гавайях, на американском Юго-Западе, в Мексике, и в Тибете, высказал свое мнение эксперта об этой темной стороне шаманизма в своей книге «Шаманы, целители и врачи» («Shamans, Healers and Medicine Men»). По мнению Кальвайта, действия черной магии - «пагубные мысли, которые передаются врагу» - зависят от трех принципов: 1) телепатической коммуникационной сети и связи всех людей посредством телепатического звена... общего для всех людей, связанных с природой; 2) понимания того, что Вселенная... это вибрирующее единство, которому каждый, особенно из тех, кто имеет отношение к знахарству, может открыться; и 3) принципа эмфатического созвучия - как это было в первобытные времена, когда существовала взаимосвязь между всеми живыми существами, включая камни, растения и даже небо и землю. Это те же принг/ипы, которые мы уже видели и которые лежат в основе доброжелательного, благотворного использования молитвы.

В своей книге «Койот на раненой планете» («Coyote On a Wounded Planet») Нил Клермон показывает, как эти принципы сходятся вместе, чтобы воздействовать на все аспекты жизни, особенно на наши взаимоотношения с другими людьми, во имя добра или зла. Он поясняет, что нам необязательно принадлежать к первобытным культурам или быть шаманами, чтобы постичь те состояния сознания, которые влияют на нас, -они действуют на глубинных уровнях, независимо от того, знаем мы об этом или нет.

Калвайт приводит любопытный пример, как гнев и негативные мысли могут выйти из-под контроля и на расстоянии причинить вред ни в чем не повинному человеку.

Джон Квинн из племени тенино, штат Орегон, был обвинен своими собратьями по племени в совершении трех убийств. Квинн лишь на какое-то мгновение дал волю своему гневу, отразившемуся в злонамеренной мысли, направленной против одного из обвинителей. И его дух, всегда готовый помочь ему, тут же воспринял эту мысль как приказ убить и устремился на его выполнение. Но дух столкнулся с ни в чем не повинной девушкой, которая в тот момент проходила мимо двери. Квинн не знал об этом. И девушка умерла, прежде чем он или другой шаман смог ей помочь.

А вот другой пример, когда мужчина, обладавший колдовской силой, использовал ее в целях воздаяния.

Билли, австралийский пастух, пасший овец около станции Киджилиджи, обладал необычайной способностью концентрировать мысли. Он получал еду на станционной кухне, но ему не разрешали есть вместе с белыми. Ему следовало брать свою порцию и съедать ее где-нибудь в укромном уголке в полном одиночестве. Однажды утром, когда он пришел с опозданием, белый повар швырнул его порцию пищи на мусорную кучу. Билли молча вернулся в становище своего племени, мысленно произнес заклятие, снял с себя священный шнурок и свернул его в клубок наподобие гнезда. Потом пошел к дому повара и несколько раз бросил этот клубок в двери и окна дома, а затем, когда шел обратно в становище, тащил шнурок за собой. Этими действиями он призвал на помощь силу своего магического тотема - молнии, которая ударила прямо в дом повара, и дом загорелся. Сам же повар в это время находился на станционной кухне и ставил на плиту кастрюлю с водой. Билли своей колдовской песней превратил воду в керосин, и на кухне тоже начался пожар.

А можем ли мы изучить эти случаи в лаборатории? Антрополог Джоан Гелифакс относится к этому скептически. Она утверждает: «Эти случаи (с проклятиями) кажутся фантастикой... они, несомненно, заслуживают исследования на месте. Я подчеркиваю - исследование на месте действия... Это немыслимо, если не сказать абсурдно - проводить подобные эксперименты в лаборатории».

Одной из серьезных проблем изучения этих феноменальных явлений в условиях лаборатории является опасение: а вдруг проклятие «сработает»? Тогда люди, принимавшие участие в исследовании, могут умереть! Приведу любопытную историю. Профессор, который вел курс лекций «Парапсихология оккультных наук», однажды пошел на риск. Один из его студентов заявил, что обладает способностью «натравливать» смерть путем проклятия. Он хотел продемонстрировать эту способность для своей статьи по данной теме. Профессор согласился. «Но... мы не могли позволить ему убить какого-нибудь ни в чем не повинного человека - это было бы ужасно несправедливо, - сказал профессор. - Поэтому мы сошлись на том, что он попытается убить проклятием меня». Профессор оставил у нотариуса запечатанный конверт с надписью: «Открыть после моей смерти - если она свершится в течение года». В конверте лежала записка, где нотариусу давалось указание: поставить такому-то студенту высшую оценку, если профессор умрет, а если не умрет - самый низкий балл (студент согласился с этим условием). Студента постигла неудача. И вот что сказал профессор: «Думаю, вокруг есть много людей, которые могут стать мишенями для тех, кто заявляет, что может вызвать смерть проклятием, - включая и меня... но мы можем проверить эту гипотезу».

«МОЛИТВА О СМЕРТИ»

В 1917 году психолог Макс Фридом Лонг прибыл на Гавайи и устроился работать учителем в районе, расположенном неподалеку от вулкана Килауэ. Всю свою жизнь он интересовался религиями разных народов. Он мечтал познакомиться с местными колдунами, кахуиас, или «хранителями тайны», приложил большие усилия, чтобы проникнуть в мир их тайных представлений и магию обрядов.

Лонг посвятил много времени изучению магии каху- нас, и это вызвало у него не только чувство уважения, но и искреннее восхищение! «Если бы мы могли научиться использовать это так, как делают местные колдуны Полинезии... -сказал он, - то, возможно, смогли бы изменить мир». Он занимался конкретно магией ана-апа, что для жителей Гавайских островов означает «молитва о смерти».

Лонг узнал, что в традиции полинезийских кахунас, распространенных на Гавайских островах, «молитва о смерти» носила значение искупления. Вот как он описывает ее действие:

Кахунас учили... людей жить, не причиняя другим вреда. Но они считали, что люди, намеренно причиняющие зло другим, заслуживают смерти, и часто наказывали их с помощью «молитвы о смерти». Благодаря этому в Полинезии сформировалась самая дружественная и вежливая нация из всех в мире. Все, без исключения, ранние исследователи восхищались этим народом и в своих работах упоминали их удивительную особенность - ^ доброе отношение к жизни и людям.

Кахунас были своего рода психологами, наделенными даром предвидения. Они верили, что у каждого человека есть две души и два духа, что в грубом сравнении соответствует двум частям разума-сознательной и подсознательной. Лонг отмечает, что первые миссионеры считали идею относительно двух душ «смешной и глупой концепцией, присущей варварам и дикарям. У человека есть лишь одна душа», и их задача состояла в том, чтобы спасти ее, если это возможно. Идея о том, что человеческий разум может состоять из двух частей, не укладывалась в голове миссионеров. Это было в 1820 году, за полвека до Фрейда.

Именно эта психологическая схема делает «молитву о смерти» возможной. Кахунас понимали то, о чем мы, на Западе, узнали позднее: что подсознание восприимчиво к внушению, даже если внушение абсурдно и нелогично. Эта наивная восприимчивость позволяла посеять «ростки смерти» в подсознание жертвы и тем заставляла ее умереть.

Слабым местом в броне подсознания, что позволяло вводить фатальное воздействие, было чувство вины. Лонг особое ударение делает на ключевой роли внушения смерти с помощью молитвы: вина была «тем тайным и невероятно важным, о чем уже знали кахунас, но смутно различимым и непонятным приверженцам религии всего остального мира». Тот, кто обладал глубоким чувством вины за действительные или воображаемые грехи, мог быть подвергнут атаке духа, направленного на наказание. Подсознание жертвы покорно принимало эту атаку из-за убежденности, что заслужило это наказание.

Возможно, в чем-то это напоминает обычное колдовство, при котором смерть жертвы - результат внушения и взаимодействия с проклятием. Но, в отличие от колдовства, «молитва о смерти» передается нелокально на расстоянии, когда жертва об этом не знает, при отсутствии сенсорных сигналов или информации. Лонг понимал уникальность этой особенности и снова и снова ее подчеркивал. «Ни одно из обычных объяснений "молитвы о смерти" (использование таинственного яда или смерть как следствие суеверия) не было верным, - говорит он. - Почти никогда жертва не знала, что ее вот-вот убьют с помощью магии».

Симптомы конца появлялись у любого умирающего человека. Сначала он переставал чувствовать ступни ног, затем наступало онемение, сопровождавшееся покалыванием, медленно поднималось вверх, до пояса. Начинался медленный паралич нижних конечностей. За этими симптомами в конце концов следовал общий коллапс и затем - смерть.

РАЗВЕ ВСЕ ВО ВСЕЛЕННОЙ ДЕЙСТВУЕТ ПО ПРИНЦИПУ «ЗАРАЗНОЙ» МАГИИ?

Ранее мы приводили слова сэра Джеймса Фрэзера, что тот, кто верит в магию, передающуюся через третьих лиц, допускает ошибку, полагая, что то, «что однажды находилось в контакте друг с другом, будет находиться в контакте всегда». Забавно, но, как мы уже отмечали, современные исследования в области квантовой механики наводят на мысль, что феномен, столь решительно опровергнутый сэром Джеймсом, действительно существует на уровне элементарных частиц. Сейчас, после разработки теоремы Белла и многих экспериментов, физики утверждают, что действительно элементарные частицы, находившиеся когда-то во взаимодействии, в каком-то смысле навсегда остаются соединенными друг с другом. И изменение в одной создает изменение в другой, даже если они отделены друг от друга огромным расстоянием, находятся на противоположных концах Вселенной! Кажется, что «заразная» магия вплетена в материю Вселенной!

Этот пункт заслуживает особого внимания. Физик Ник Герберт, авторитет по теореме Белла, описывает эти разработки в своей книге «Квантовая реальность»:

Несмотря на неприятие нелокального взаимодействия со стороны традиционных физиков, несмотря на тот факт, что все известные силы неоспоримо локальны; несмотря на то, что - согласно теории Эйнштейна - контакты не могут происходить со скоростью, превышающей скорость света...Белл утверждает, что мир буквально заполнен нелокальными связями. Более того, эти связи, осуществляющиеся без всякого контакта, проявляются не только в каких-то редких и экзотических условиях, но лежат в основе всех событий повседневной жизни. Нелокальные связи происходят повсеместно, потому что сама по себе реальность нелокальна.

А могли бы люди «общаться» таким же сверхъестественным образом, как элементарные частицы, а значит, сделать возможными негативную молитву и проклятие на расстоянии? Конечно же, теорема Белла не доказываетчто все это возможно. Среди антропологов, как мы отмечали ранее, шли ожесточенные споры, существуют ли эти связи вообще. Более того, теорема Белла имеет дело с невидимыми элементарными частицами, а не с людьми (хотя физик Герберт приводил доказательство, показывающее, что теорема применима не только к невидимому миру квантовых частиц, но и к нашему огромному, столь знакомому миру). Введение в эти дебаты концепции о нелокальности могло оказаться ценным - ведь если бы антропологи и другие исследователи осознавали, что принцип нелокальности стал частью современной физики - нашей самой точной науки, - то это, возможно, побудило бы их поразмыслить над этими странными историями, связанными с магией и воздействием на расстоянии.

Опять-таки, можно вспомнить слова Фрэзера: «Люди, верящие в магические влияния, совершают ошибку, допуская, что то, что однажды находилось в контакте друг с другом, будет находиться в контакте всегда». На деле никакой «ошибки» тут нет, так как по этому принципу действует Вселенная на уровне элементарных частиц. Возникает интересный вопрос: не является ли Бог самым главным шаманом, использующим «заразную» магию?

РАЗВЕ ПЕРЕДАЕТСЯ ТОЛЬКО ПОЗИТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ?

Дениэль Дж. Бенор однажды был озадачен вопросом человека, который спросил: если молитва может позитивно воздействовать на человека, то не может ли быть и негативной? Вот ответ Бенора:

Ваше беспокойство разделяют многие люди, которые слышали о духовном исцелении. Они говорят, что если целитель может мысленно произвести во мне позитивные изменения, то разве не может он также произвести во мне и негативные изменения? Отчеты как целителей, так и тех, кого исцеляли, обычно велись в направлении позитивного влияния и говорили, что негативных воздействий не происходит. Я... обстоятельно изучал литературу по этой теме. И вот единственные негативные влияния: боль устранена, но больные этим обеспокоены - они хотели, чтобы часть боли осталась, чтобы они могли вести наблюдение: прогрессирует их болезнь или нет. Но и это тоже было всего лишь предположением. Не было выявлено ни одного случая, когда устранение боли несло в себе опасность для здоровья больного. Были отчеты о целителях, которые, фактически, приводили к гибели животных: в одном случае - крысы, в другом - коровы... Целители убивали бактерий... но трудно судить по этим отдельным отчетам.

Согласно одному исследованию, проведенному в Южной Африке, во Вселенной есть некая благотворная сила, гарантирующая только позитивные проявления молитвы, предохраняющая от ее негативного использования. В этом исследовании целитель пытался оказать воздействие на опухоли у 30 мышей. Попытки уменьшить размеры опухолей были невероятно успешными, но целитель оказался не в состоянии увеличить их размер.

В случаях парасоматических воздействий можно выделить несколько постоянных особенностей (см. главу 2), что также предполагает присущее молитве «благотворное» воздействие на расстоянии. Эти случаи обычно имеют место между людьми, которых связывают симпатия, любовь и сострадание, то есть между родителями и детьми, супругами, братьями и сестрами, возлюбленными. И хотя «передаются» даже неприятные или причиняющие боль симптомы или ощущения, эти чувства служат для благожелательной или более высокой цели - такой, например, как предупреждение или сигнал тревоги. Отмечен такой случай, когда женщина, находясь за пределами своего дома, вдруг начала задыхаться - и «уже знала», что ее маленький ребенок упал в плавательный бассейн. И она бросилась со всех ног домой, чтобы спасти его.

Многие верят, что если между людьми, находящимися далеко друг от друга, есть сострадание, любовь и сопереживание, то их молитва не навредит. Я понимаю, почему люди хотят, чтобы это было правдой. В человеческой душе есть нечто такое, что не приемлет неопределенности, что стремится к ясности и хочет, чтобы молитва помогала, была милостивой и никогда не причиняла вреда. Я тоже хотел бы верить, что в мире есть нечто, что защищает и оказывает благожелательное действие, препятствует желанию кому-либо навредить. Но, ознакомившись с этнографическими данными и экспериментальными свидетельствами, я понял, что придется допустить тот факт, что негативная молитва - явление реальное.

Мне не известно ни об одной терапии в мире, полностью свободной от побочных действий. Каждый год лечащие врачи неумышленно убивают десятки тысяч людей из-за непредвиденных побочных действий лекарств и хирургических процедур. Всякого рода целители также умудряются причинять вред людям - иногда очень серьезный. Во время процедур акупунктуры (иглоукалывания) иглами заносят инфекцию в кровоток. Всевозможные лекарственные травы, о которых повсюду трубят, что они не имеют побочных действий, потому что являются «природными» средствами лечения, вызывали неожиданные реакции, начиная с кожной сыпи и кончая анафилактическим шоком. А «безвредные» манипуляции с позвоночником вызывали паралич. То же и с молитвой: хотя ее потенциальная сила в деле исцеления необычайно велика, есть в ней й темная сторона, которую не может осветлить даже ее взаимосвязь с Божественным. Вы спросите почему? Потому что и Божественное тоже имеет темную сторону: ведь и Люцифер когда-то пребывал на небесах.

Как врач считаю разумным, прежде чем начать курс лечения, выяснить, нет ли противопоказаний, какие имеются побочные действия, в чем может содержаться потенциальный вред. Я задал бы те же вопросы и о молитве. Слишком часто нас потчевали обещаниями крупных достижений и чудесных исцелений, которые потом оборачивались горьким разочарованием, когда обнаруживались негативные аспекты лечения. Мы можем с энтузиазмом относиться к позитивному действию молитвы - поскольку это оправдано самой жизнью, - но все-таки нам не следует уподобляться дикарям.