Главная
Введение
Что такое молитва
Святые и грешники, здоровье и болезнь
Сила молитвенного процесса
Граница для разума: где место молитвы?
Проявление нелокальности в медицине
Молитва и подсознание
Молитва-сон
Куда идут молитвы
Как молиться и о чем молиться?
Любовь и исцеление
Молитва со смещением во времени
Вера врача, и почему она так важна
Что значит «черная молитва»?
Бог в лаборатории
Молитва и исцеление: анализ исследования
Что такое исцеление?
Послесловие
Спонтанная регрессия рака

ВВЕДЕНИЕ

Бог там, где нет ограничений, где лишь бесконечность, вечность и бессмертие.

Майкл Айванхов, «Тайна света» («The Mystery of Light»)

Несмотря на то что мы, американцы, молимся с большим энтузиазмом, но многие исследователи, которые изучали молитвы на научной основе, считают, что свидетельств, подтверждающих ее эффективность в деле исцеления, мало. Недавно Стенли Криппнер, директор старших курсов Сейбрукского института в Сан- Франциско и один из самых авторитетных исследователей в области неортодоксальных методов лечения, заявил:

С объективной точки зрения следовало бы отметить, что данные по исследованию исцеления больных на расстоянии с помощью молитвы весьма многообещающи, но слишком немногочисленны, чтобы позволить сделать твердое заключение... Если бы эффект был действительно сильным, то повторялся бы и у других исследователей, но на этот момент данные исследований о возможности исцеления на расстоянии не дали надежного подтверждения их эффективности... Тем не менее факты воодушевляют нас и побуждают продолжать изучение данного феномена, опираясь на уже полученные результаты, так как вопрос об исцеляющей силе молитвы наводит на самые глубокие размышления.

Известный психолог, Лоуренс Лишан, изучал феномен исцеления на расстоянии, пожалуй, тщательнее, чем кто-либо другой. Его привлекали парадоксы в этой области, включая и тот факт, что случаи чудесного исцеления и неудачи часто стояли рядом. Лишан особо подчеркивает замечание, сделанное Бернардом Шоу относительно того, что Лурд - самое богохульное место на земле: там можно увидеть груды инвалидных кресел и костылей, «но ни одной деревянной ноги, ни одного стеклянного глаза или накладки из искусственных волос!». Это подтверждает замечание Шоу, что сила Бога ограниченна; выходит, есть вещи, которых Он не может совершить, - а разве это не богохульство?

На протяжении десятилетий Лишан изучал методы духовных целителей, большинство из которых использовали «молитвенное вмешательство». В сущности, он тоже стал целителем и обучил этим методам более 400 человек. В конце 1980-х годов в своей работе он, подобно Криппнеру, подвел итог своей деятельности, который оказался довольно противоречивым:

Во всех многочисленных (а их были многие сотни) случаях исцелений я и люди, принимавшие в этом участие, отмечали, что нельзя заранее сказать, какие из экспериментов проявятся в биологических изменениях, а какие - нет. И мы заметили, что эти изменения часто происходили вскоре после сеанса исцеления (по моей оценке, приблизительно в 15-20% случаев), но никогда нельзя было заранее предсказать, в каком конкретном случае это произойдет.

Это не ободряющие результаты. Ведь если бы какое- нибудь лекарство или хирургическая процедура срабатывали лишь иногда и были эффективны только в 20% случаев, они никогда не получили бы официального одобрения и не применялись бы в медицинской практике, а врачи стали бы искать другой, лучший метод или лучшее лекарство.

Если Криппнер и Лишан были правы - а я считаю, что это так, - тогда зачем сосредоточиваться на роли молитвы в деле исцеления? Я многократно задавал себе этот вопрос, когда писал книгу и размышлял над проблемой.

Наиболее веской - с практической точки зрения - причиной, побуждающей исследовать действие молитвы на процесс исцеления, является то, что она, по крайней мере, иногда действительно срабатывает. Многочисленные свидетельства подтверждают, что молитва может действовать на расстоянии и изменять физические процессы в разных организмах, от бактерии до человека. Эти данные, которые мы позднее проверим, настолько впечатляющи, что их можно отнести к самым глубоким тайнам в медицинской науке.

Однако самая важная причина проверки воздействия молитвы не имеет отношения к ее исцеляющему действию. Тот факт, что молитва срабатывает, говорит об исключительном аспекте нашей природы и о том, как мы можем войти в контакт с Абсолютным. Ниже мы все это проверим на деле.

А как быть с тем фактом, что молитва не всегда так эффективна, как нам того хотелось бы (максимум 20% успешных случаев, как считает Лишан, даже когда речь идет о лучших целителях)? Все это нужно рассматривать в конкретной ситуации. Целители, которые постоянно используют в своей практике молитву, считают, что она может быть более эффективной для решения одних проблем и менее эффективной - для решения других. И в этом нет ничего удивительного. Возьмем, к примеру, пенициллин - это чудодейственное лекарство при воспалении горла, но совершенно бесполезное при лечении туберкулеза. Если бы эффективность действия пенициллина стали определять, основываясь на показателях лечения этим препаратом всех известных инфекционных заболеваний, то она составила бы намного меньше 20% случаев. Но ведь это было бы несправедливой оценкой пенициллина! О методах лечения следует судить по их действию в тех условиях, которые являются для них оптимальными. И в этом плане молитва не исключение.

Некоторые из вас назовут нелепой аналогию между молитвой и пенициллином. Если молитва представляет силу Абсолютного, то, как утверждал Джордж Бернард Шоу, она должна быть эффективна для всех болезней. Но ведь кроме силы Всемогущего здесь задействован еще один фактор: молитва приводится в действие человеком, который может быть слабым звеном в этой цепи. Тот факт, что молитва не срабатывает с такой силой и так, как хотелось бы, отражает недостатки не самой молитвы, а того, кто молится.

Почти каждый человек может вспомнить подобные примеры из собственной жизни. Поскольку я рос в Техасе, где люди все время молились, то не переставал удивляться тому, как странно они использовали молитву.

Вот пример. Осенью сотни городов, больших и маленьких, на всей территории штата, со всей страстью совершали своего рода ритуал: каждую пятницу вечером люди смотрели футбольные соревнования учащихся средних школ. Перед началом игры соблюдалась следующая церемония: команды-противницы в своих раздевалках сообща молились об успехе своей команды. И самые лучшие молодые «гладиаторы» разных команд молились одному и тому же Богу, прося себе победы, а противникам - полного поражения. Какой ответ мог быть получен на такие молитвы обеих команд?

А ведь неправильное использование молитвы не ограничивается только помешанными на футболе техасцами. Молитвы противоборствующих сторон о победе - явление обычное. Не так давно, во время войны в Персидском заливе, американцы молились Богу, чтобы Он помог им покорить Ирак, а жители Ирака взывали к Аллаху, прося истребить язычников с Запада. Что делать Богу?

Конечно, трудно воюющим сторонам ие молиться о победе на поле боя, трудно больным и умирающим людям не молиться об исцелении. Разделяю эти чувства. Как врач, я страстно желал бы иметь волшебное средство - чудодейственное лекарство, или процедуру хирургического характера, или молитву, - которое неизменно срабатывало бы, когда мои больные испытывают в этом потребность. Но нетрудно представить, к какой катастрофе глобального характера привел бы стопроцентный успех в этом деле. Если бы на все молитвы об исцелении приходил ответ, то никто не умирал бы, и население нашей планеты стремительно увеличивалось бы, наша Земля уже давно оказалась бы непригодной для обитания. Даже ситуация, где молитва услышана, может оказаться замаскированной жестокостью, гибельной для нашего существования. Приведу афоризм Оскара Уайльда: «Когда боги хотят нас наказать, они отвечают на наши молитвы». Или, как сказал К. С. Левис: «Если бы Бог отвечал на все глупые молитвы, которые я произнес в своей жизни, то где бы я был сейчас?»

Если мы больны, эти высказывания покажутся нам абстрактными и не принесут утешения, но мы должны осознать, что существует еще и понятие «благо для всего человечества» - как и для планеты в целом, - и что оно может оказаться несовместимым с исцелением какого-либо больного человека. И то, что мы обращаемся к молитве исключительно с просьбой истребить болезнь, говорит о том, что мы, к сожалению, недостаточно мудры, чтобы использовать ту форму молитвы, которая всегда и полностью срабатывает. Ввиду ограниченности нашего разума самая мудрая просьба о помощи к Всевышнему выглядела бы так: прошу уменьшить результаты воздействия наших молитв, а многие из них проигнорировать. Наложение ограничений на эффективность молитвы было бы для нас настоящим благословением, завуалированным подарком, снизило бы угрозу со стороны Высших Сил и тот вред, который мы наносим себе сами.

Но такое ограничение вызвало бы у нас душевное смятение - как будто нас кто-то дразнит, подавая ложные надежды, превращая силу молитвы в дело случая, и мы никогда не увидим, что молитва работает надежно и постоянно. Это означало бы, что нет формулы, нет окончательного варианта молитвы, которого люди могли бы придерживаться, чтобы получить весомый и предсказуемый результат во всех ситуациях. Это демонстрировало бы, что Всевышний реагирует на молитву «по своему усмотрению» - нарушая все принципы, отменяя все формулы - все, чтобы помешать молитве, когда ее используют глупые, неразумные существа.

Если бы действительно существовало заранее определенное ограничение в силе молитвы, то что это означало бы для нас? Лишь то, что иногда молитва дает превосходный результат, а иногда - никакого. И мы не способны «измерять» эффективность молитвы во время лабораторных экспериментов так часто, как хотелось бы. Даже если эффективность молитвы с точки зрения статистики весьма значительна, этот факт не сможет служить решающим доказательством. Всегда между сторонниками молитвы и теми, кто подвергает ее резкой критике, велись непрестанные споры. Приходилось прикладывать титанические усилия, чтобы доказать скептикам, что молитва оказывает хоть какое-то воздействие. А поскольку некоторым исследователям удавалось регистрировать действие молитвы чаще, чем другим, критики тут же заявляли, что подобное расхождение результатов свидетельствует о том, что в действительности молитва не срабатывает. Теологи же изобрели искусные, мудреные способы защиты, чтобы поддержать идею о действенности молитвы и объяснить, почему она срабатывает в одних случаях и не срабатывает в других. А когда скептики начинали брать верх в этих бесконечных дебатах и вдруг происходило «случайное чудо» или появлялось новое исследование о силе молитвы, это лишь подливало масла в огонь, и прежние дискуссии начинались снова. Но простые люди, не склонные придираться к фактам и встревать в эту баталию между учеными и духовными лицами, прослышав о случайных успехах молитвенной терапии, продолжали верить в действие молитвы и молиться как обычно. Они не ждали затаив дыхание результатов последнего эксперимента. Разве не так? Однако этот сценарий - который разыгрывается именно сегодня - служит свидетельством того, что Универсальный Интеллект действительно ограничил силу молитвы - для нашей собственной пользы.