Главная
Введение
Что такое молитва
Святые и грешники, здоровье и болезнь
Сила молитвенного процесса
Граница для разума: где место молитвы?
Проявление нелокальности в медицине
Молитва и подсознание
Молитва-сон
Куда идут молитвы
Как молиться и о чем молиться?
Любовь и исцеление
Молитва со смещением во времени
Вера врача, и почему она так важна
Что значит «черная молитва»?
Бог в лаборатории
Молитва и исцеление: анализ исследования
Что такое исцеление?
Послесловие
Спонтанная регрессия рака

Как молиться и о чем молиться?

Каждый молится на собственном языке, ибо нет такого языка, которого Бог не понял бы.

Дюк Эллингтон

Я говорю себе: надень боксерские перчатки и вступи в схватку с вирусами, проведи все десять раундов. Ты должен побить их... Ты должен бросить вызов СПИДу... И я борюсь с моими вирусами. Иногда я вхожу в свое тело, сражаюсь с тлетворными клетками и разрушаю их... В своих снах я еще не стал лидером, я знаю, что у СПИДа есть... всевозможное оружие - какое только можно себе представить: пулемет, «базука»... Когда я убью его там, исцеление произойдет и в жизни.

Джо Лоис Лопес, молодой человек, больной СПИДом

Я справляюсь с этой болезнью, потому что смотрю на нее как на одного из лучших учителей, какие когда-либо были в моей жизни. Я отношусь к ней с уважением. Стараюсь ее полюбить. Разговариваю с ней. Говорю: «Тебе безопасно со мной. Не бойся, у меня нет к тебе ненависти». Не уверен, что дружеское отношение к этому вирусу оказывает какое- то исцеляющее воздействие, но это помогает мне держаться. Если моя позиция правильная и я буду бодрым и великодушным, то, думаю, смогу жить с этим вирусом во мне очень долго.

Молодой человек, больной СПИДом

Как-то хорошо известный автор и авторитет в области проблем, связанных с молитвой, проводил семинар. Когда пришло время вопросов-ответов, один из присутствующих в аудитории, полагая, что это единственная благоприятная возможность, которая, возможно, ему больше не представится, поднял руку и смело спросил: «Доктор, как следует молиться мнеЪ>

«Да очень просто, - без заминки ответил известный эксперт. - Спросите Бога».

Вопрос этого слушателя выявил распространенное убеждение, что есть «наилучший» способ молиться. В самом деле? Ведь даже во время экспериментальных исследований, предполагающих, что молитва-эффективное средство, точная методика совершения молитвы никогда не бывает контролируемой или установленной. Типичный пример - исследование, проведенное кардиологом Рендольфом Бердом в отделении интенсивной терапии для больных с острой коронарной недостаточностью в Генеральном госпитале в Сан-Франциско (подробно будет обсуждаться в главе 11). Экспериментаторы делили больных на группы и просили их молиться, но не говорили, как молиться. Среди этих людей были протестанты и католики, у которых, надо полагать, были свои методы. Частота и продолжительность молитвы, характер образов, которые больные держали в своем разуме, и специфика целей молитвы - все это было предоставлено на усмотрение каждого человека.

Экспериментаторы не считают себя вправе указывать, как человеку общаться с Абсолютом, и это понятно; поэтому они не дают молящимся конкретных инструкций о том, как или когда молиться. Труднее понять. почему используемые методы практически никогда не описываются в отчетах по этим эксперимен-

Глава 5. Как молиться и о чем молиться?

там и не сохраняется данных об эффективности разных методов молитвы.

Представьте, что врач при лечении больного успешно применял пенициллин. А у его коллеги есть пациент, который нуждается в таком же лечении. И вот он спрашивает: «Какую дозу пенициллина ты использовал и как часто вводил его?» Первый врач отвечает: «Не могу точно сказать, я не записывал это в карту больного. Уж ты извини. Полагаю, ты сам как-нибудь справишься с этим». Мы, врачи, сочли бы это непростительной халатностью, и то же можно сказать о ситуации, когда результаты неудачи большинства экспериментов оказываются ^задокументированы.

СТРАТЕГИИ МОЛИТВЫ: ФАКТОР ЛИЧНОСТИ

Молитесь, когда можете, а не тогда, когда не можете.

Дом Чэпмен

Во все времена человечества побуждение молиться всегда было таким настоятельным и широко распространенным, что кажется прирожденным. И наверно, было бы трудно - если не сказать невозможно - искоренить его. К сожалению, на протяжении мировой истории - особенно во время войн, крестовых походов и разгула инквизиции - мы видим, что люди молятся конкретными, «правильными» способами. В результате-огромное число случаев, когда молитва не достигала цели: люди, о которых молились, не получали помощи.

«СВОБОДНАЯ» МЕДИТАЦИЯ И «АЭРОБНАЯ» МОЛИТВА:

УРОКИ, ПОЧЕРПНУТЫЕ ИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ

Герберт Бенсон из Медицинской школы Гарвардско- вавших вопрос, какую пользу приносят здоровью молитва и медитация. Первоначально Бенсон изучал тех, кто занимался медитацией - участников движения «Трансцедентальная медитация» (ТМ), основанного в Соединенных Штатах Махариши Махеш-Йогой. Работая со своим напарником-исследователем, физиологом Робертом Кейтом Уолласом, Бенсон показал, что, когда субъекты медитируют с мантрой - это восточный термин, не имеющий для того, кто медитирует, значения, - оказывается, что ее использование вызывает полезные для тела изменения: становилось более низким кровяное давление, более замедленным сердечный ритм и более низкой скорость метаболизма.

Бенсон считал, что в мантре нет ничего магического. Чтобы развеять всеобщее заблуждение о ней, он учил людей медитировать, используя любое слово, например одни, или фразу, действующую успокаивающе. Он проводил исследование, в котором принимали участие христиане, иудеи, католики - из числа тех, которые регулярно молились. Он просил католиков использовать в качестве «мантры» такие слова, как «Приветствую тебя, Мария, полная благодати». Иудеи использовали миролюбивое приветствие «Шалом!» или «Эсхад!», что означает «один». Протестанты часто выбирали первую строчку Молитвы Господа: «Отче наш, сущий на небесах» или «Господь - Пастырь мой», начало 22-го Псалма. Все мантры срабатывали, и все были в одинаковой степени эффективны и стимулировали здоровые физиологические изменения в теле, которые Бенсон назвал «реакцией на релаксацию». Но Бенсон обнаружил, что люди, использовавшие слово один или ничего не значащие простые фразы, вскоре потеряли интерес к этой программе, в то время как те, которые использовали молитвы, а не бессмысленные слова, с удовольствием продолжали эксперимент.

Кроме того, Бенсон обнаружил связь между физическими упражнениями и молитвой. Он учил спортсменов- бегунов медитировать во время бега; и выяснилось, что все их тело начинало действовать эффективнее. Вскоре появились небольшие группы бегающих трусцой и любителей совершать пешие прогулки, которые использовали «аэробную молитву» - коротенькие молитвы, произносимые в одном ритме с шагами.

Бенсон продолжал делать свои «открытия», привлекая к участию в эксперименте теологов, социологов, религиоведов, новоявленных психологов, сторонников Далай-Ламы, Билли Грэхема4, приверженцев экуменического движения5 и монахов разных орденов. Вместе с психологом Джари Кассом, хорошо знакомым с практикой медитации, которая использовалась в старину правоверными иудеями, Бенсон пригласил 30 священников, проповедников и раввинов в Медицинский институт «Разум/тело» в Бостоне. Там им были представлены научные свидетельства того, что молитва и медитация могут изменять состояние тела и исцелять его, а также пояснялось, какие формы молитвы вызвали такую реакцию. Получив возможность на собственном опыте проверить эти утверждения, большинство представителей разных религий, участвовавших в эксперименте, с энтузиазмом приняли в нем участие и один за другим погружались в тихое молитвенное состояние. Потом один из них с удивлением заметил: «Так вот почему меня всегда так тянуло в церковь! Но когда я начал там работать, меня затянула рутина и я позабыл об этом!»

Исследование Бенсона показало не только воздействие молитвы на тело, но и что у людей есть широкий выбор методов относительно того, как молиться. Благодаря работе Бенсона стало ясно, что предписание «одного правильного способа» лишает людей права самим выбирать, как им молиться, и может привести к неудачным результатам.

Работа Бенсона была тщательно изучена и продолжена другими. Джоан Борисенко, физиолог, занимающаяся вопросами психики и обладающая природным даром исцелять, помогла основать в Гарварде программу «Разум/ тело». Она описывает методы молитвы и медитации в своей книге «Пламя в душе» («Fire in the Soul»). Другой превосходный ресурс - книга «Жизнь, полная катастроф» («Full Catastrophe Living») доктора Джона Кабат- Цинна из Медицинского центра Массачусетского университета в Уорсестере.

Но все равно остаются вопросы. Почему одни люди предпочитают для своей молитвы одно слово, другие - короткую фразу, а третьи - монолог (разговор с собой)? Многие теологи, религиоведы и психологи в поисках ответов обращают свой взор к современной психологии.

ВЕЛИКОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ДУШИ:

ИНТРОВЕРТЫ И ЭКСТРАВЕРТЫ

Швейцарский психолог Карл Юнг много сделал для разработки идеи, занимавшей прогрессивные умы еще в древности: что лежит в основе врожденных различий, касающихся человеческой личности? Он тщательно проработал и изложил эту тему в книге «Психологические типы», опубликованной в 1920 году (в ее основу легли материалы 20-летней исследовательской работы). Юнг описал главный психологический водораздел, разделяющий всех людей на два типа. С одной стороны - экстраверты, люди, интересующиеся лишь внешними предметами, ориентированные на личное благополучие; с другой - интроверты, люди, больше сосредоточенные на своем внутреннем мире, натуры созерцательные. Юнг нашел еще четыре важных различия в личности человека, четыре «функции». Две рациональные - чувство и мышление. (Однако «чувство» не следует путать с «эмоцией»; оно больше сродни слову оценка.) Две другие функции - интуиция и ощущение - нелогичны или нерациональны.

Юнг утверждал, что от рождения в нас доминирует одна из этих четырех функций, а другая оказывает тоже большое, но второстепенное влияние. Две последние функции противны нашей природе, и поэтому мы выталкиваем их из своего сознания в подсознание. Но это не значит, что они исчезают; они продолжают давить на нашу психику или создавать внутренний конфликт, который может проявляться как страх, беспокойство, гнев, нетерпение или ненависть. Один из наиболее распространенных способов справиться с этими качествами - проецирование их на других людей, то есть приписывание другим собственных неприемлемых характерных черт, вместо того чтобы признать, что они у нас есть. Наша величайшая задача, утверждал Юнг, - суметь принять эти, такие разные, качества. Только так мы сможем устранить внутреннее напряжение и борьбу между функциями, которые находятся в сознательном разуме, и теми, что укоренились в подсознании. Неумение их примирить причиняет людям огромный вред - они чувствуют себя несчастными, их одолевают нервные болезни; а если это свойственно большим группам людей, то воз- пикает коллективный конфликт, который в экстремальной ситуации может привести к войне.

ТИПЫ ЛИЧНОСТИ: ПРИРОЖДЕННЫЙ, ПРИОБРЕТЕННЫЙ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ, ИЛИ И ТО И ДРУГОЕ? Долгие годы в мире психологии велись яростные споры: присутствуют ли эти черты у человека от рождения, или они - результат воспитания? Психолог Джун Син- гер утверждает: «Похоже, Юнг считает, что эти различия могут присутствовать при рождении как часть "психологической конституции" младенца, по крайней мере, в смысле предрасположенности к определенным типам ориентации разума и... поведения». Сингер всячески способствовала развитию идей Юнга, сообщила об удивительных фактах, подтверждающих его идеи. Хотя черты характера человека и можно сформировать благодаря усилиям родителей, воспитывающих ребенка, и его окружения, Сингер считает, что врожденное предрасположение младенца влияет на развитие его личности независимо от прочих факторов.

Возможно, мы думаем, что вопрос о различии психологических типов и личности касается только психологов и людей с «расстроенной психикой», но это не так - все мы постоянно сталкиваемся с этими различиями. Каждый раз, когда приходится иметь дело с человеком другого психологического типа, возникает напряжение. Сингер говорит об этом так:

Типичным симптомом является раздраженный крик с одной или с другой стороны: «Я тебя просто не понимаю!» или «Ты не имеешь ни малейшего представления, о чем я сейчас говорю», или, как сказала Мария-Магдалина об Иисусе в известном фильме «Иисус Христос-суперзвезда»: «Я не знаю, как его любить». В мире политики представители разных государств могут потратить месяцы, решая вопрос, какой формы должен быть стол для переговоров о мире, а потом, спустя годы и потратив миллионы слов, выясняется, что они не продвинулись ни на волос в деле сближения и что все обстоит так же, как вто время, когда решался вопрос, каким должен быть стол для переговоров: круглым или квадратным. Разные типы, индивидуально или коллективно, действуют с позиции разных предпосылок.

Родители, которые не понимают, что в характере их детей могут проявляться врожденные черты, судят об этом на основании собственной внутренней ориентации: заметив, что их ребенок ведет себя в чем-то неправильно, они пытаются заставить его вести себя по-дру- гому, как он (или она) по природе своей не склонен поступать. В результате почти всегда развиваются всякого рода неврозы.

ОТ ТИПОВ ЛИЧНОСТИ К ТИПАМ ДУХОВНОСТИ Если даже родители могут сделать своих детей неврастениками, не умея с уважением относиться к их врожденной психологической предрасположенности, то что говорить о тех, кому мы вверяем наш дух и душу, - священниках, пасторах и раввинах? Если они считают правильным молиться именно так, а не иначе; если оказывают давление на каждого человека, чтобы заставить его подчиниться общепринятым правилам молитвы; если они смотрят на людей, которые в чем-то с ними не согласны, как на заблудших или грешников, то у их прихожан вполне может развиться «молитвенный невроз». Люди начинают чувствовать себя виноватыми и неадекватными, неспособными «по-настоящему» молиться, чужими, идущими не в ногу со своей религией, они начинают думать, что их молитва не достигает цели.

Идея о том, что существуют разные «духовные типы», не нова. Еще в XVII веке Августин Бейкер, монах ордена бенедиктинцев, обладавший большой духовной проницательностью, понимал, что люди по-разному предрасположены к молитвенному ритуалу, у них свое отношение к Абсолютному. В приведенном ниже отрывке, написанном почти за четыре столетия до Юнга, Бейкер так описывает экстравертов и интровертов:

Те души, которые не имеют склонности к внутреннему созерцанию, должны всегда упражняться в духовности, представляя себе благочестивые образы; и для этих душ такие благочестивые упражнения очень полезны, - как для них самих, так и для других, - а также приятны Богу. А те, у кого есть склонность к внутреннему созерцанию, не должны постоянно предаваться благочестию, опираясь лишь на свои органы чувств, но спустя время должны перейти к духовному созерцанию, независимому от внешних восприятий, растворяться волей мыслящей души в Боге... таким путем человеческий дух восходит к единению с Духом Божественным.

Бейкер демонстрирует глубокое понимание внутренних установок, свойственных людям в отношении молитвы. Он советует людям оставаться теми, кто они есть, и не пытаться стать кем-то другим. И хотя сам он явно благоволит к людям-интровертам, тем, кто расположен к «внутреннему созерцанию» - методу, который, по его мнению, превосходит подход с позиции «чувственных образов», - он не отвергает экстравертов, которые имеют право следовать своим путем, и если они находят это «полезным» для себя, то это будет «приятным и для Бога».

Но наша культура не настолько терпима. «В этой стране социальный, образовательный, индустриальный, военный и правительственный образ жизни... пристрастен к... экстравертам - чувственным, мыслящим, склонным к суждению типам», - пишут Честер П. Майкл и Мари К. Норриси в работе «Молитва и темперамент: разные молитвы для разных типов личности» («Prayer and Temperament: Different Prayer Forms for Different Personality Types»). Позвольте теперь выразить собственную позицию относительно молитвы.

Будучи неисправимым интровертом, я всю жизнь испытывал чувство отвращения, когда люди-экстраверты начинали поучать меня, как нужно молиться. Поскольку я рос в обстановке религиозных традиций, где господствовали экстраверты, помню, какую я испытал радость, когда узнал, что есть и другие традиции - созерцательные традиции Востока, направленные на внутренний мир человеческой души. Концепции дао - совершенный путь природы, пребывающий в нас, невидимый и молчаливый - задели чувствительную струну в моем сердце. А восточная идея просветленности - пробуждения к тому, что уже существует, - показалась мне естественной и правдивой. Эти концепции, как мне виделось, требуют не действия, а понимания - и это невероятно меня привлекало. Позднее я узнал из работ Эвелин Ан- дерхилл и других, что эти идеи свойственны не только Востоку, как считали и по сей день считают многие представители Запада. На протяжении веков в христианстве существовала подобная мистическая, созерцательная, направленная на внутренний мир человека традиция, похожая на идеи восточных мистиков. Для примера можно напомнить, что духовные лидеры буддизма соглашаются с тем, что идеи Майстера Экхарта, великого немецкого мистика XIII века, имеют близкое сходство с основными идеями буддизма и даосизма.

ПРИРОЖДЕННАЯ ЗАМКНУТОСТЬ И МОЛИТВА

Что касается интровертности и экстравертности, то у той и другой концепции есть генетическая основа. В своем исследовании психолог Джером Каган из Гарвардского университета выдвигает предположение, что некоторые люди предрасположены к замкнутости от рождения. Последние 12 лет вместе со своими коллегами он изучал поведение младенцев (более 350). И предполагается, что у тех младенцев, которые предрасположены к замкнутости, низкий порог стимулирования какой-то части лимбической системы мозга, называемой «миндалевидное тело», которое помогает регулировать эмоциональные реакции. Рассматривался результат влияния стресса на физическое состояние человека. У «замкнутых» младенцев симпатическая нервная система реагировала на небольшие стрессы повышенной активностью, выражавшейся усилением сердечного ритма и расширением зрачков. В противоположность им младенцы «с открытой душой» бывают «низкореактивны» - не выказывают такой заметной физической реакции на стресс. И хотя эти исследователи выдвигают предположение, что биологическое различие может способствовать предрасположенности детей к интровертности или экстравертности, они указывают также на то, что биология не определяет судьбу человека и в формировании его характера участвуют и другие факторы. Например, окружающая обстановка на раннем этапе развития ребенка, атмосфера любви и нежной заботы родителей также являются мощными факторами в деле формирования личности.

ИНТРОВЕРТЫ И ЭКСТРАВЕРТЫ - ПИЛИГРИМЫ,

БРЕДУЩИЕ ПО ОДНОЙ ДОРОГЕ

Юнг считал, что самая здоровая личность - та, в которой разные аспекты характера гармонично сочетаются, сливаясь в единое функциональное целое. Если сделать обзор истории великих религий, то можно найти много мистиков - людей, погруженных в духовное созерцание, - которые становились активными деятелями, изобретателями и учеными. К ним можно причислить святую Терезу Авильскую, Джулиан из Норвича и святого Хильдегарда из Бингена. Эти, ориентированные на внутреннее созерцание, личности потрясли до основания весь христианский мир, потому что были не просто интровертами, а личностями, в которых гармонично сочетались оба психологических типа - интровертов и экстравертов.

Тем не менее может показаться, что на этих страницах я защищал интровертный подход к молитве. Вероятно, это неизбежно - пишу о том, что знаю лучше всего. Вместе с тем не устану повторять, что интровертность и экстравертность не являются состояниями, которые встречаются лишь в «чистом виде», это предрасположенность к тому или иному типу. Ведь если бы это было не так, общение между людьми стало бы невозможным, а все конфликты носили бы неразрешимый характер.

«ДА БУДЕТ ТАК» ИЛИ «БУДЬ ЧТО БУДЕТ»?

Организация «Spindrift» в Салеме, штат Орегон, более 10 лет проводила лабораторные эксперименты, которые показали, что молитва срабатывает. После того как было доказано, что молитва оказывает эффективное действие, они продолжали свои исследования относительно того, какого типа молитвенная стратегия срабатывает лучше. Одним из самых важных вкладов в это дело является разграничение между направленной и ненаправленной молитвой. Люди, которые используют «направленную» молитву, держат в разуме конкретную цель, образ или результат. Они как бы «руководят» этой системой, подталкивая ее в нужном направлении. Они молятся о том, чтобы излечить рак, чтобы сердечный приступ прошел сам собой или внезапно исчезла хроническая боль. И наоборот, «ненаправленная» молитва представляет собой незаконченный процесс, когда человек не держит в разуме конкретный исход. В ненаправленной молитве человек не пытается «подсказывать Вселенной, что нужно делать».

Так какая же молитва - направленная или ненаправленная - более эффективна? Самым важным открытием в процессе экспериментов «Spindrift» является то, что молитва срабатывает, что эффективны оба метода. Но следует отметить, что в этих экспериментах //^направленный метод более эффективен в количественном отношении - часто результаты в два или три раза выше, чем у направленного метода.

Это может вызвать искреннее удивление у людей, предпочитающих методы направленной образности и визуализации, весьма популярные сегодня. Некоторые авторитеты в области исследования образности утверждают, что если нужно излечить рак или сердечный приступ, то должен использоваться какой-то конкретный образ, направленный на конечный результат. Судя по некоторым исследованиям, предполагается, что чем грубее и агрессивнее образ, тем лучше результат. Но тесты, проведенные «Spindrift», показывают, что все сложнее. Тогда придумали новый эксперимент - провести тест на направленную и ненаправленную молитву. Это исследование состояло из наблюдения за разрастающейся плесенью на поверхности агаровой пластинки, которую используют бактериологи и микологи. Плесень промывали в спиртовом растворе - чтобы нарушить ее развитие или задержать рост, но так, чтобы не погубить ее совсем. Затем натягивали струну, разделяя плесень на две части - А (контрольная сторона) и Б (сторона, которая будет подвергаться исцелению или действию молитвы). Когда для стимулирования роста плесени на стороне Б использовалась направленная молитва, ничего не происходило, рост оставался в статике. Но когда стали использовать ненаправленную молитву, при которой целитель не держит в разуме достижение определенной цели, на стороне Б плесень начала быстро размножаться и образовала дополнительные концентрические кольца роста.

По результатам многочисленных тестов, проведенных на разных биологических видах, исследователи «Spindrift» предположили, что исцеление наиболее эффективно, если будут приложены усилия, чтобы полностью освободиться от визуализаций, ассоциаций или конкретных целей. Ученые говорят, что всякого рода характеристики личности - физического плана, эмоционального и пр. - должны быть исключены из мыслей и заменены «чистым и святым качественным самосознанием, кем бы или каким бы ни был пациент». Именно к этому методу они относятся как к подлинно духовному исцелению. И наоборот, методы, в которых полагаются на направленную молитву, считаются исцелением «души», исцелением «верой», «ментальным» исцелением или эффектом плацебо (безвредного лекарства) - все они, как утверждают исследователи, зависят от внушений пациенту, что ему (или ей) станет лучше.

И тут встает естественный вопрос, касающийся ненаправленной молитвы: если человек не молится о конкретном результате, то как узнать, что на молитву получен ответ? Члены «Spindrift» считают, что, опираясь на многочисленные тесты, можно сказать, что когда на ненаправленную молитву приходит ответ, это можно узнать по результату, выраженному в том, «что лучше для организма».

Это продемонстрировано в серии экспериментов и наблюдений за прорастанием семян, когда участник эксперимента не знал, что для этих семян лучше. Одну кучку семян намочили, и, таким образом, она была более тяжелой и набухшей, чем следовало для нормального прорастания. Другая кучка семян была недостаточно намочена и имела вес меньше оптимального. Эти семена были оценены на раннем этапе процесса прорастания соответственно изменению их веса (правильно прорастающие семена становятся все тяжелее на раннем этапе прорастания). В идеальном случае слишком намоченные семена должны были выделить избыточную воду раньше и стать легче, а недостаточно намоченные семена должны были впитать воду и стать тяжелее. Не зная, какая где группа семян, участник эксперимента (целитель) не мог «сказать семенам, что им нужно делать», поэтому он использовал ненаправленную молитву и доверился закону природы: что семена начнут свой рост и будут нормально развиваться, так, как лучше для каждого семени. И ненаправленный метод сработал. Результаты показали, что чрезмерно намоченные семена выделили лишнюю воду и потеряли вес, а недостаточно намоченные впитали воду. На основании этого эксперимента «Spindrift» считает, что ненаправленная молитва, на которую был полу- чей ответ, как раз та, на которую реагирует живой организм, принимая те состояния, формы и функции, которые для него наиболее здоровы.

Я не уверен, можно ли эти же заключения применять в обобщенном виде к людям. Иногда «наилучшим для человека» может быть смерть, а не жизнь (например, в случае серьезной болезни, причиняющей невыносимые страдания, когда уже известно, что лечение бесполезно, а обезболивающие лекарства не действуют). Считаю, что в такой ситуации ответом на ненаправленную молитву о больном человеке могла бы быть его быстрая и легкая кончина.

Нелегко выбрать стратегию для ненаправленной молитвы. Когда мы замечаем, что наше здоровье пошатнулось, мы не теряем времени, спрашивая у Вселенной, что делать. Мы хотим, чтобы рак исчез, боль успокоилась, высокое кровяное давление нормализовалось. Даже если мы стараемся следовать ненаправленному методу, у нас, возможно, где-то сидит тайная мысль: «Я буду молиться ненаправленно, но я буду иметь в виду исцеление!»

Это тот метод, о котором писали эксперты Энн и Барри Улановы в своей книге «Первичная речь» («Primary Speech»): «Бог становится огромным колесом молитвенного проигрывателя-автомата, а наши молитвы - монетками, которые приводят в действие эту машину». Но «игральный автомат» не всегда играет по нашему выбору. «Иногда на молитвы приходят ответы, когда мы ведем тяжелую борьбу или оказываемся в ситуациях, где должны рисковать больше, чем когда-либо прежде».

Эксперименты «Spindrift» имеют важное значение - служат подсказкой в тех ситуациях, в которых мы не знаем, о чем молиться. Предположим, мы хотим контролировать нашу физиологию, чтобы это стимулировало исцеление от той или иной болезни. Мы должны мысленно представлять или молиться о приливе (или, наоборот, оттоке) крови к определенному органу? Об увеличении или уменьшении количества кровяных клеток? О подъеме или уменьшении концентрации химического состава крови? Эти вопросы поставят в тупик даже специалистов, не говоря уж о людях непосвященных. Но эксперименты «Spindrift» успокаивают. Как считают исследователи, не всегда необходимо знать, как должно вести себя тело, чтобы произошло исцеление. Кому-то нужно просто молиться о том, что «для меня наилучшее», по методу «Да будет воля Твоя».

При обсуждении этих вопросов на лекциях и семинарах я убеждаюсь, что многие люди, предпочитающие направленный подход к молитве и визуализацию, услышав об экспериментах «Spindrift», часто делают скоропалительные выводы. Они говорят себе: «Должно быть, я неправильно молюсь. Мне следовало бы переключиться на ненаправленный метод». Они упускают главное. Самый важный вклад, который внесли эксперименты «Spindrift» в вопрос о действенности молитвы, заключается в том, чтобы показать, что молитва срабатывает, а не в том, что каждый должен начать молиться по общему образцу, призывая на помощь образное воображение и визуализацию.

В экспериментах «Spindrift», возможно, были недочеты: например, исследователи не проверили, к какому психологическому типу относились молившиеся люди. После того как я лично ознакомился с результатами экспериментов «Spindrift», у меня возникло чувство, что все они интроверты. Поэтому мне понятно, что метод ненаправленной молитвы срабатывал лучше всего, поскольку был для них естественнее и привычнее. Если бы эти эксперименты повторили с участием экстравертов, то, возможно, наилучшим оказался бы метод направленной молитвы. Так что хочу отметить, что неправильно делать на основании этих экспериментов такое заключение: «Ну вот, теперь наука показала, что есть единственный способ молитвы». Нет, самый важный урок, который мы можем извлечь, - в том, что молитва срабатывает, и нет формулы, нет «наилучшего способа», как молиться, которому должен следовать каждый человек.

НЕНАПРАВЛЕННАЯ МОЛИТВА:

ВАЖНОСТЬ СМИРЕНИЯ

Жанет Квинн, доктор философии из Школы милосердия в Колорадо, является ведущим теоретиком, наставником и исследователем в работе с больными при лечении методами неконтактной терапии. Она приобрела основательный опыт, работая с людьми, пораженными разными болезнями, включая и СПИД. Доктор Квинн пришла к заключению, что для этих больных важно смирение, основной элемент в ненаправленном подходе, который мы рассматривали выше. Она отмечает, что, когда пациенты впервые приходят к ней на визит, они

...очень хотят держать свою болезнь под контролем, быть «над нею»... Но СПИД - болезнь коварная и непредсказуемая... Есть масса способов, как реагировать на болезнь. Один из них: отступить, признать себя беспомощным и перестать бороться. Другой - смириться. Смирение - невероятно сильный подход, потому что это действие. А отступление - бездействие. Отступить - все равно что сказать: больше нет ничего, что можно сделать... А смирение - очень активная фаза, она постоянно требует действия. Смирение не является чем-то таким, что принято раз и навсегда. Вы не можете сказать: «Сегодня я смирюсь со СПИДом... или положусь на милость Божью». Смирение требует подтверждения этого состояния каждую минуту. Смириться - значит пойти до конца в этом вопросе. Смирение повышает качественный уровень жизни... и качественный уровень медленного ухода. Смирение приносит умиротворенность... в противоположность отчаянию, которое приходит, когда человек сдается.

И хотя стратегии ненаправленной молитвы не преследуют конкретной цели, их нельзя приравнять к равнодушию разума, полностью свободному от всяких образов, визуализаций, позиций или мыслей. Некоторые буддистские школы пропагандируют идею «чистого разума» как цель в процессе медитации; тем не менее они используют методы, обогащенные ментальной образностью. Как-то в группе медитации, когда проводилось упражнение «по очищению разума», нас попросили представить, что мы спокойно сидим у ручья. А если какая-нибудь мысль войдет в наше сознание, следует представить, что это просто бревно, плывущее против течения, и спокойно наблюдать, как это бревно приближается - причем мы никоим образом в это действие не вовлечены - и наконец уплывает прочь из нашего поля зрения вниз по течению. Вот цель этого метода: не бороться с образами, не пытаться полностью их отогнать, а не позволять им помыкать нами, доминировать в нашем разуме.

Таким образом, ненаправленная молитва не требует от нас полного очищения разума. Мы можем по-прежнему испытывать чувства, эмоции и представлять те или иные образы, но не как конкретные цели или предпочтительные результаты.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ В МОЛИТВЕ И ОБРАЗНОСТЬ

Если хотите оказать влияние на другие организмы, находящиеся на расстоянии, - причем делая это намеренно, - то наибольший эффект будет, если вы сосредоточитесь на окончательной цели, но не настолько, чтобы вложить в это все свои силы, не слишком зацикливаясь на собственных чувствах и переживаниях. Чрезмерное же старание достичь цели может создать дополнительные отвлекающие моменты, «посторонние шумы» в мыслях, что помешает достичь полной сосредоточенности. Эффективность такого намеренного воздействия указывает: в природе возможно достижение цели путем сосредоточенности на ней - дополнительно к хорошо знакомым нам способам достижения цели, сосредоточившись на победе.

Уильям Дж. Брод

К замечательным лабораторным экспериментам, подтверждающим способность людей изменять окружающий их мир, относятся исследования, проведенные в «Mind Science Foundation» в Сан-Антонио, штат Техас, рассматривающие проблему воздействия одного человека на другого на расстоянии. Мы уже рассмотрели некоторые из этих исследований в главе 2 и увидели, что отдельные люди могли существенно изменить некоторые физические характеристики людей, находившихся на расстоянии, с которыми был невозможен сенсорный контакт.

Как же они это делают? Какие ментальные методы используют? При близком рассмотрении эти стратегии нельзя назвать ни направленными, ни ненаправленными. Дополнительно к любой из этих стратегий - когда люди держат в уме конкретную цель или результат, или, наоборот, их молитвы не направлены ни на что определенное, - похоже, что здесь задействованы и другие факторы. Доктор Уильям Дж. Брод из «Mind Science Foundation» перечисляет пять простых, но действенных методов, способных значительно усилить направленность воздействия на расстоянии, и поэтому эти методы могут рассматриваться как свидетельства в пользу концепции ненаправленности в молитве. Эти методы имеют прямое отношение к тому, как мы молимся: релаксация и тишина, тренировка внимания, образность и визуализация, намеренность и сильные позитивные эмоции. Брод замечает, что эти методы столетиями использовали в своих молитвах мистики.

РЕЛАКСАЦИЯ И ТИШИНА

Фактически во всех своих экспериментах исследователи «Mind Science» начинают с того, что просят участника эксперимента расслабиться. Для этого есть много способов - книги по самоконтролю в стрессовых ситуациях битком набиты ими. Релаксация - это навык, который можно развить благодаря практике. Это не просто чувство, которое находится в разуме; она способна привести к многочисленным физическим изменениям тела, которые проявляются как состояние низкой физиологической активности.

ТРЕНИРОВКА ВНИМАНИЯ

Хотя на словах это кажется просто, но на деле сохранять сосредоточенное внимание на чем бы то ни было - будь то материальная вещь, или живой объект молитвы человека, или что-то такое, что вы представляете в процессе визуализации, - в течение длительного периода времени очень нелегко. Тот, кто пытался это делать, вскоре начинает понимать, что разум имеет тенденцию «разбрасываться», уподобляясь, по словам святой Терезы Авильской, поднявшейся на дыбы лошади, которая хочет сбросить с себя седока. Но если постоянно практиковаться, можно приобрести навык длительного сосредоточенного внимания. В этом состоянии между тем человеком, который молится, или использует силу своего воображения, или визуализирует, и объектом или тем человеком, на которого направлены эти усилия, возникает чувство единства и общности.

Люди, которые добиваются успеха в лабораторных экспериментах, используя образность, визуализацию или молитву, описывают чувство ощутимой связи с объектом, на который они стараются воздействовать, - будь то механизм, животное или человек. Некоторых субъектов, принимавших участие в самых ранних экспериментах по биообратной связи, спрашивали, как им удавалось контролировать процессы, которые обычно проходят в организме тихо и незримо: кровяное давление, сердечный ритм, температуру кожи и т. д. И они не могли выразить словами, как они делали это. Но, когда исследователи спрашивали их, что они чувствовали, когда делали это, они начинали говорить такое, что казалось мистикой: они «становились единым целым» со средствами биообратной связи, которыми измерялись физиологические процессы, «сливались» с окружающей средой и т. д.

Исходя из анализов Брода, можно сделать вывод, что сосредоточенное внимание делает нечто большее, чем вызов приятного чувства единства и общности. «Сосредоточенность внимания на любом объекте, - утверждает он, - устанавливает канал двухсторонней связи с этим объектом - канал, который может использоваться для получения сведений об этом объекте или для оказания на него воздействия». После того как человек «открыл» этот канал, образное представление обеспечивает средства для передачи информации по этому каналу.

ОБРАЗНОСТЬ И ВИЗУАЛИЗАЦИЯ

Что такое «образность»? Одно из лучших определений дала психолог и физиолог Жанна Ахтерберг: это мышление без слов. «Образность» часто используется как синоним слова «визуализация», но между ними есть разница. Исследователь и врач Патрисия Норрис из Миннингерской клиники в Топека, штат Канзас, утверждает, что, хотя подтем или другим словом подразумеваются «бессловесные картины» в уме, «визуализация» используется для обозначения намеренно составленных бессловесных мыслей, направленных на желаемую цель.

Как мы уже видели, эксперименты «Spindrift» вызвали здоровые дебаты о том, что срабатывает лучше в молитве: визуализация без цели или визуализация, направленная на цель? Опять-таки, вместо того, чтобы отдавать предпочтение одному методу, отклоняя другой, важно понять, что срабатывают оба. Главное - выбрать метод, который, как вы интуитивно чувствуете, будет наилучшим. Конкретные, направленные на цель молитвы кажутся многим людям неестественными, даже напыщенными; они считают, что неправильно «подсказывать Богу, что делать». А есть люди, которые предпочитают напористый, грубый подход-типа «сделай это!», включающий конкретные и направленные на цель молитвы и визуализацию. В этих предпочтениях немалую роль играют факторы психологического типа личности, уровни интровертности и экстравертности, присущие каждому человеку. Эти характерные особенности личности оказывают сильное сопротивление любым изменениям и тяготеют к стабильности в течение всей жизни. Нам следует принять их такими, как они есть, и брать это в расчет в своей личной молитвенной стратегии.

НАМЕРЕННОСТЬ И СИЛЬНЫЕ ПОЗИТИВНЫЕ ЭМОЦИИ

Западные культуры ценили одну форму намеренности, отдавая ей предпочтение перед другими: грубую, настойчивую - по принципу «напирай на это», заставь это случиться. Даже детям в их играх говорят, что нужно быть решительными и напористыми. Но другие культуры, особенно страны Востока, на протяжении столетий признавали пассивный способ изменять мир-«действие без действия», когда человек миролюбиво взаимодействует с порядком природы, вместо того чтобы пытаться изменить этот порядок. При таком подходе допускаются «направляемые свыше случайности», происходящие как бы по волшебству: стрела лучника попадает прямо в цель, художник достигает эстетического совершенства и т. д. Этот подход подразумевает признание внутреннего порядка в мире, который проявится, если мы настроимся на одну тональность, будем так или иначе с ним созвучны.

Форма выражения нашего намерения важна, но также важен и уровень эмоций. Попросту говоря, если мы испытываем сильное чувство, то это помогает добиться желаемого. Однако «сильное» не означает внешнее, явное проявление чувства. Сильные эмоции можно переживать внутренне, внешне пребывая в состоянии покоя. Они, подобно сильному течению в глубинах океана, могут не отразиться на поверхности.

СИЛА НАПРАВЛЕННОГО ПОДХОДА В МОЛИТВЕ

Если бы мы в этом месте нашего исследования методов молитвы поставили точку, то анализ наш был бы незакончен. Каждый не раз слышал удивительные случаи исцеления, когда использовались конкретные, направленные стратегии в образах и молитве. Многим известен такой пример, когда больная раком женщина представляла свою опухоль как кусок красного мяса, а иммунные клетки - как стаю изголодавшихся волков, которые набрасываются на этот кусок мяса и пожирают его. Другой успешный пример включал визуализацию раковых клеток в виде беспомощной, испуганной рыбы, а иммунные клетки - в виде прожорливых акул, пожирающих эту рыбу.

Хотя случаи, подобные этим, носят эпизодический характер и их нельзя считать надежным свидетельством, все же глупо ими пренебрегать. В их поддержку выступает убедительное научное свидетельство о том, что направленная, конкретная образность может произвести изменения в теле. Например, доктор Говард Холл из Пенсильванского государственного университета показал, что субъекты, использующие гипноз, могут генерировать более активную иммунную реакцию, когда рисуют в своем воображении белые кровяные клетки в виде «сильных и прожорливых акул». Поработав со 126 больными раком, психолог и физиолог Жанна Ахтерберг и психолог Дж. Фрэнк Лоулис показали, что реакция у клинических больных - последующее разрастание опухоли или устойчивая ремиссия - была связана со специфичностью, яркостью, силой и отчетливостью их ментальной образности. Работа Ахтерберг и Лоулиса- пионеров в области использования образности в условиях клиники - предлагает рассмотреть другую сторону дебатов относительно вопроса: какая из молитвенных стратегий лучше срабатывает - направленная или ненаправленная образность?

Субъекты, принимавшие участие в дополнительных исследованиях, были способны оказывать воздействие на поведение одних иммунных клеток, но не могли оказывать воздействие на поведение других клеток, когда мысленно созерцали их деятельность. Например, доктор Ахтерберг и доктор Марк С. Райдер проверили способность субъектов-целителей влиять на определенное количество белых клеток - нейтрофилов и лимфоцитов - в кровотоке. (Нейтрофилы и лимфоциты составляют около 85- 90% от общего числа белых кровяных клеток.) Были выбраны наугад 30 субъектов для «нейтрофиловой» и «лимфоцитовой» групп, которые затем, согласно специальной программе, сосредоточивались на образах очертаний, местонахождении и характере движения этих типов клеток. Созданию этой образности способствовала музыка. Перед и после 20-минутного сеанса по созданию образов подсчитали разные типы белых кровяных клеток. Результаты показали, что число нейтрофилов (но не лимфоцитов) уменьшилось в «нейтрофиловой» группе субъектов, в то время как число лимфоцитов (но не нейтрофилов) значительно уменьшилось в «лимфоцитовой» группе. Авторы сделали заключение, что строго направленная образность касалась конкретных клеток, то есть воздействовала на те клетки, на которые была направлена, но не на другие.

Доктор Г. Ричард Смит и его коллеги с медицинского факультета Арканзасского университета написали отчет, который явился, пожалуй, первым полностью задокументированным случаем, когда у человека- в результате намеренного воздействия - изменилась иммунная система. В этом тесте участвовала 39-летняя женщина, которая оказалась способной усилием воли изменять положительный анализ кожи при опоясывающем лишае (вирус ветряной оспы) на отрицательный, а затем опять на положительный - «подвиг», который она повторила шесть месяцев спустя. Она использовала конкретную форму образности, воображая красноту и воспаление на данном участке кожи, - и они становились все меньше и меньше; в то же время она посылала на эту область «исцеляющую энергию».

Экспериментальное подтверждение эффективности ментальной образности - как и при направленной, конкретной образности - слишком обширно, чтобы его можно было изложить здесь. Исчерпывающие обзоры по этому материалу сейчас есть во многих источниках и доступны каждому. Особенно ценны известные во всем мире работы Ахтерберг и Лоулиса, которых я упоминал выше, и Анес А. Шейх, профессора и главы отдела психологии при Маркеттском университете, бывшего президента Американской Ассоциации по исследованию ментальной образности.

МОЛИТВА: ВСЛУХ ИЛИ МОЛЧА?

Почему молитва такая шумная?

Анна Н., три года

Вера в силу слов универсальна и отражена в мифах и легендах разных народов мира. «Сначала было Слово» - так сказано в Библии. Согласно одной древнеегипетской притче о создании мира, Создатель в первую очередь сделал вот что: Он сорвал тростник, расщепил его концы и вложил туда слово. Австралийские же аборигены описывают это так: Создатель впервые появился из бесформенной пустоты и запел про красоту мира - он сложил слова и музыку, - а уже из них появился мир. Эти мифы касаются взаимосвязи Слова и Мира, и многие религиозные традиции придерживаются такого мнения: чтобы познать Бога, мы должны сами стать частью Его речений, Его языка.

Тем не менее всегда существовала спорная точка зрения, когда основной упор делался на ценность не слов, а молчания. Сторонники этой точки зрения считали слова препятствием для более глубоких связей с Абсолютом. Чжуан-цзы, живший более 2000 лет назад, один из основоположников вероучения даосизма в Древнем Китае, считал, что самое глубинное общение происходит без слов. В своей обычной загадочной манере он говорил: «Слова существуют, чтобы что-то обозначить; а как только вы постигли их значение, можете забыть эти слова. Но где мне найти человека, который забыл слова, чтобы я мог с ним общаться?»

Но как мы, современные люди, могли бы узнать, есть ли ценность в бессловесной тишине? Молчание в наше время не в чести. Кажется, что нам нужен шум. И этот факт подтвердился, когда мои коллеги-врачи и я задумали создать, новый медицинский офис. Мы обсуждали вопрос, нужно ли, чтобы в приемном покое и в других местах, где сидят в ожидании люди, звучала музыка. Мы не могли прийти к единому мнению и в конце концов пригласили коммивояжера по встроенным звуковым системам - обсудить вместе с нами преимущества музыкального фона. Вот кто мог бы рассеять наши сомнения - коммивояжер! И он тут же выдвинул аргумент, который смел все возражения моих коллег. «Господа, -торжест- венно изрек он, - разве вы не понимаете, что самое худшее, что есть в маре, - это тишина\»

Так как мы нетерпимо относимся к тишине, молчание и молитва многим людям кажутся несовместимыми, и бессловесная молитва в каком-то смысле является противоречием. Но так было не всегда. Анонимный автор книги «Облако непознанного» не побуждал к безмолвной молитве, а рекомендовал краткость:

Человек, напуганный пожаром, или чьей-то смертью, или чем угодно еще, внезапно входит в крайнее состояние духа, к которому его понуждает желание закричать или взмолиться о помощи. И как он это делает? Конечно же, не с помощью потока слов; как правило, он не подбирает слов, не произносит пылких фраз! Почему? Потому что подсознательно понимает, что будет потрачено впустую слишком много времени, чтобы заявить о своем смятении и срочной потребности в помощи. Поэтому весь ужас данной ситуации прорывается в одном коротком слове: «Пожар!» или «Помогите!».

И точно так же, как это короткое слово сразу же поражает слух тех, кто его слышит, такое же действие производит и односложное слово, которое не только не произносится вслух или проносится в мыслях, но таится в глубине нашей души... И оно проникает в уши Всемогущего Бога быстрее, чем любой длинный Псалом, Произнесенный машинально, необдуманно. Вот почему сказано: «Короткая молитва быстро достигает небес».

Когда мы оказываемся лицом к лицу с физическими страданиями, болью, болезнью — когда мы чувствуем, что должны молиться, - мы не взвешиваем, стоит или не стоит использовать конкретный или неконкретный подход, или что больше соответствует данному случаю: помолиться вслух или молча? В такой момент мы просто молимся. Как утверждает психолог и биолог Джоан Бо- рисенко в своей книге «Вина - это учитель; любовь - это урок» («Guilt Is the Teacher, Love Is the Lesson»):

Когда мы очень несчастливы, молитва уже не просто сухой набор заученных слов. Она становится живым и трепетным криком о помощи. Она становится подлинной. В боли мы забываем «тебе» и «твое», что отделяет нас от Бога, достигаем нового состояния близости, которое приходит вследствие беседы с Богом, так сказать, по наитию, говоря искренне, от сердца.